Если бы мы вдруг осмелились составить список из десяти самых восхитительных шедевров Рима, то холст Тициана «Любовь земная и небесная» обязательно бы оказался в их числе.
Эта работа, созданная в 1514 году, принесет художнику абсолютное признание и известность.
Не стоит удивлятся, что в 1608 году один из самых выдающихся коллекционеров в мировой истории, кардинал Сципион Боргезе, смог заполучить ее в свою коллекцию.
В в конце XIX века барон Ротщильд был готов выложить сумму, превышающую стоимость всей коллекции Боргезе только за одну эту картину.
Картина ласкает взгляд прекрасными женскими фигурами на фоне восхитительного весеннего пейзажа.
⠀
Но за ними скрывается непростая судьба тех, кто заказал картину художнику.
В 1514 году в мастерскую к Тициану вошел Николо Аурелио, влиятельный секретарь Совета Десяти, главного судебного органа Венецианской Республики.
Он хотел заказать картину для подарка своей будущей жене.
Тициан был рад. Ему было приятно, что такой влиятельный человек, как Николо оценил по достоинству его кисть.
Но когда Тициан услышал имя избранницы, он лишился дара речи.
Николо Аурелио собирался жениться на Лауре Багаротто, прекрасной даме из знатного рода, отца которой три года тому назад он лично отправил на висилицу за предполагаемую государственную измену.
Теперь же от художника тербовалось соединить в свадебной картине символическую просьбу о прощении с пожеланиями к молодой супруге.⠀
И Тициан блестяще решил проблему.
В центре холста он поместил саркофаг с жестокими сценами насилия. Но они, в прошлом, так Лаура должна забыть былое.⠀
Теперь саркофаг наполнен живительной водой, в которой амур, играя, пускает, круги.
Художник добавляет кран из которого льется вода, расположив над ним герб рода Аурелио. Это должно было сказать невесте, что в ее спальне с Николо никогда не поселится скука.
Саркофаг с амур находится между главными героинями картины. Это две прекрасные женщины, похожие друг на друга, как сестры-близнецы.
⠀Но с большой разницей. Та, что слева, облачена в прекрасное платье из белого шелка.
Этот свадебный наряд Николо вернул Лауре, вместе с другим конфискованным имуществом ее отца. А красный нарукавник на руке девушке напоминает о профессии мужа. На руках-перчатки, символ скрытности, а за спиной красавицы – замок крепость.
⠀Взглад девушки собран, внимателен и почти насторожен. Такой должна быть любовь земная – здесь есть статус и деньги, и непростые отношения и необходимость иногда укрыться в крепких стенах.
⠀А вот напротив — любовь небесная. Ее тело едва прекрыто красным и белым шелком. Эти два цвета символизируют брак и супружескую жизнь. За плечами открытый порт, а в руке дымится чаша с фимиамом.
⠀Лицо девушки спокойно и уверенно. Любви небесной нет нужны прятаться, быть осторожной или от чего-то зависить. Она свободна и вечна.
Николо хотел, чтобы за земной любовью в их семью пришла и любовь небесная.
⠀Сложно утверждать, портрет ли самой Лауры мы видем в двух фигурах на холсте, но кажется, перед нами все-таки идеализированный образ, рожденный фантазией художника.
⠀И казалось, бы, что плохого могло быть в столь прекрасном свадебном подарке.
⠀Великоленая картина украшала спальню молодоженов, которым завидовала вся Венеция: красивые, богатые, любящие друг друга.
⠀Но через несколько лет брака, Лаура, которой была посвящена картина, казалась вернулась в самые ужасные моменты своей жизни.
⠀То, что происходило когда-то с отцом, теперь повторялось с ее мужем.
⠀В конце концов, Николо Аурелио не казнили.
⠀Его с женой отправли в изгнание, и они, еще совсем недавно самая восхитительная пара Венеции, закончили свои дни позабытые всеми.
Но картина, кажется, продолжала нести беды молодым женам, и очень скоро от нее избавятся наследники Аурелио.
Спустя почти сто лет она будет приобретена кардиналом, которому возможное проклятье картины просто не могло причинить вреда.⠀
Он размещает картину на своей вилле, сегодня ставшей Музеем.
⠀
А его потомки редко там живут, дом прекрасен для отдыха и приемов, но не удобен для жизни.
Хотя у многих из рода Боргезе не складывается личная жизнь. Например, Олимпия Альдобрандини рано потеряет своего мужа, князя Боргезе, хотя это вдовство и приведет к рождению новой художественной галереи в Риме.
Однако, столетия спустя, в стенах Виллы Боргезе поселится пара, вызвавшая восхищение у всего Рима: князь Камилло Боргезе и Паолина Бонапарте, любимая сестра Наполеона Бонапарте.
Всего несколько лет спустя, женщина, которая свела с ума весь Рим, будет отвергнута мужем, и станет свидетельницей трагической судьбы брата.
Сработало ли проклятье холста или это просто совпадение, мы можем только догадываться.
Но жизнь Паулины Бонапарты, являясь концом этой истории может превратиться в начало новой.