НА ПОРОГЕ НОВОГО

Границы между регионами закрыты... но мысли дома не удержать. 

Они умчались в стены галереи Уффици к Тондо Дони. 

Микеланджело написал эту работу между  1503 и 1504 годами для Аньоло Дони, флорентийского банкира и мецената по случаю его бракосочетания с Магдалиной Строцци.

Круглые картины с изображением Святого семейства в конце ХV века часто украшали спальни молодоженов и служили оберегом семейного счастья. 

Работа Микеланджело до сих пор сохранила оригинальную позолоченную раму. 

Ее саму можно считать прекрасным произведением искусства, достойным того, чтобы содержать в себе единственную в мире станковую работу флорентийского гения. 

Несмотря на то, что речь шла о традиционном сюжете, Микеланджело дал ему неожиданное решение, чем сначала даже смутил заказчика. 

На первом плане была Мадонна. Она протягивала руки к Святому Иосифу, который передавал ей младенца Христа, как будто ценнейший дар. 

Изгиб ее тела был абсолютно новым и неожиданным. Микеланджело полностью отошёл от традиций мастерской Гирландайо, в которой сделал свои первые шаги в живописи. 

Он показал свою, уже достаточно зрелую, способность работать с ракурсами человеческого тела. 

Впоследствии, этот изгиб вдохновит многих художников. 

Но как они могли его увидеть? Ведь до XVII века Тондо Дони находились в частном доме? 

Скорее всего, помощникам Микеланджело удалось скопировать или украсть несколько его рабочих эскизов. 

Это было непросто. Художник не хотел, чтобы кто-то знал о его муках и поиске решений для своих работ. Мир мог увидеть их только после того, как сам Микеланджело признавал их безупречными. 

Например, несмотря на то, что для Сикстинской Капеллы понадобились сотни, если не тысячи подготовительных рисунков, сохранить удалось всего лишь несколько. Все остальное художник уничтожил сам. 

Центр картины пересекает заграждение, за которым пейзаж совсем с другой перспективой и фигуры, очень похожие на античные скульптуры. 

Художник, как будто хотел подчеркнуть, что вместе с Христом люди получили возможность нового видения. Эту идею подчеркивает и изображения Иоанна Крестителя, открывшего дорогу Иисусу.