СЕКРЕТЫ СИКСТИНСКОЙ МАДОННЫ

Прекрасная римская изгнанница родилась в 1513 году (по некоторым версиям в 1514), и могла бы до сих пор украшать папские дворцы в Ватикане, если бы ее не сослали сначала в Пьяченцу, а потом, в XVIII веке не увезли в Дрезден.

Причиной этому была сложная паутина интриг опутавших две великие династии: Медичи и Делла Ровере.
Картину Рафаэль писал для папы Юлия II из династии Делла Ровере. Зная страсть святого отца ко всему грандиозному и новому, Рафаэль создаст работу необычного для своего времени размера: 265 на 196 см и выберет основой не дерево, а холст.

Слева будет изображена фигура папы Сикста II, чтобы напомнить о Сиксте IV, строителе Сикстинской Капеллы, и, по одной версии дяди папы-заказчика, а по другой его родного отца.

Именно отсюда и придет к картине ее имя. Кстати, имя Сикст в переводе с немецкого означало «непобедимый воин» и только гораздо позднее так стали называть ребенка, родившегося шестым.
Фигуру папы стоит рассмотреть внимательнее.

Его лицо – это портрет самого Юлий II. Великий воин, меценат, он пытался вернуть папству строгость и чистоту, а Риму – его былое великолепие. Но к концу жизни груз замыслов, на которые у него не хватало силы, лег тяжелой ношей на его плечи. С отчаянной молитвой обращается он Мадонне и младенцу, указывая им рукой на мир, который так нуждается в христианском спасении, а надежды на человеческие силы больше нет.

А рядом с ним, справа, святая Варвара. На первый, беглый взгляд, она может показаться гораздо благороднее Мадонны. Поза необыкновенно грациозна, лицо прекрасно, и в отличии от папы, страстно призывающего спасителя, ее черты излучают спокойную радость от его прихода.

А над ними по облакам торжественно шествует Мадонна с Младенцем.
Прекрасен замысел художника – фигуры обрамляет открытый занавес, это создает ощущение откровения, идущего свыше.

Лица ребенка и матери завораживающе живы и прекрасны. В них есть и знание о будущем и спокойная готовность принять неизбежное.

В какой-то момент становится понятно, что невозможно отвести от лика Пресвятой Девы. Необыкновенная красота живого образа с румянцем юности и взгляд проникающий в самую глубину души.
Как Рафаэль смог его создать?

В письме своему другу Балдассару Кастильоне, художник открывает эту тайну.

Однажды ночью, после горячей молитвы, утомленный работой он больше не понимал где сон, где явь. И вдруг на стене проступил светящийся лик Небесной Девы. Он был необыкновенной красоты и Рафаэль не мог оторвать от него взгляда. Проснувшись на утро, он тут же нарисовал, врезавшийся в память образ и был всегда ему верен.

Поэтому, Мадонны Рафаэля так божественно возвышенны, в воображение художника они вошли с небес.
Но увы, новый папа Лев Х из династии Медичи в глубине души ненавидел предшественника и оставлять в Риме картину, которая благодаря таланту Рафаэля будет всегда славить Юлия II он не захотел. Сложно представить, что чувствовал Рафаэль, когда прекрасная Мадонна покидала Рим навсегда…