Смешная вещь — история искусства. И своенравная. Кого-то из художников награждает лавровыми венками после смерти, а кого-то обходит свои вниманием, оставляя лишь упоминания в редких и часто специальных изданиях.
Один из таких, оказавшихся сегодня в тени, художников — Антониаццо Романо.
Родился он в 1430 году в Риме и прожил до 1508, умерев месяц спустя после начала работы Микеланджело в Сикстинской Капелле.
Искусству учился у флорентийца Беноццо Гоцуоли, но цветовую палитру перенял больше в спокойной школе Умбрии, не избежав, как и многие его современники влияния Перуджино.
Художественная карьера была вполне прилична: росписи в храме Святых Апостолов и Палаццо Венеции. И это не считая других, многочисленных и очень интересных работ. А в 1478 Романо стал главой Римской гильдии художников, должность очень почетная!
Сегодня только очень внимательный путешественник остановится у его Благовещения (на фото) в храме Санта Мария Сопра Минерва. Да и то, ненадолго. Ведь впереди ждёт Филлипино Липпи и Микеланджело.
А зря. Работа не только хороша, но и трогательна. Дева Мария раздаёт приданное бедным девушкам, чтобы они могли выйти замуж. Рядом фигура Святого Доминика, маленькая, по сравнению с Марией и Ангелом, напоминает о том, что доминиканцы в Риме всегда старались помочь беднякам с приданным.
И оттолкнувшись от размера этих фигур, можно понять и оценить, что сделал Антониаццо в Риме. Изображать евангельские фигуры очень большими по сравнению с остальными — это средневековая традиция. Как и золотой фон, который украшает работу.
Революцию Возрождения не все принимали охотно. Против свободных образов, которые рождались в своенравной Флоренции восставали многие римские церковники, считая их слишком далекими от традиции религиозных изображений.
И именно Анониаццо за свой долгий жизненный путь успевший написать огромное количество работ, всегда умел находить ту золотую середину, которая примеряла противоположные взгляды. Он соединял традицию с новым, ничего не ломая, и создавая спокойную гармонию в образах.
И ещё, от его исходит Надежда на то, что будущее принесёт время, в котором люди будут гораздо счастливее.