В галерее Боргезе, стоя перед прекрасной мраморной Венерой, в которой Антонио Канова навсегда увековечил Паолину Бонапарт, жизнь сестры Наполеона представляется яркой чередой балов и любовных приключений. А на самом деле? Полина была на одиннадцать лет младше своего венценосного брата; она родилась в 1780 году, и уже с ранних лет познала нищету и лишения.
Семя Бонапарт сбежала на юг Франции после того, как их дом на Корсике сожгли во время политических беспорядков. Теперь они влачили жалкое существование на пособия и подрабатывали стиркой чужого белья.
Полина рано открыла в себе женственность и умело воспользовалась своей красотой, в 17 лет выйдя замуж за генерала Шарля Эммануэля Леклерка, молодого и талантливого военного. Для нее это был социальный прорыв. Теперь уже Паолина устраивала балы и вечера, на которые никогда не приглашала молодых красивых женщин. Зато мужчин приглашала. О ее любовных похождениях ходили непристойные сплетни. И единственным человеком, которого она побаивалась и уважала, был брат Наполеон.
Их связь была сильной и крепкой. Паолина не давала даже имени своему сыну, рожденному в 1798 году, дожидаясь приезда Наполеона, который стал крестным мальчику и выбрал ему имя Дермид.
Брат платил сестре взаимностью. Получив власть, он назначил ее мужа на должность генерала-губернатором колонии Сан Доминго на острове Гаити. Пост необыкновенно прибыльный, но в колонии нужно было навести порядок. Паолина последует за мужем на остров и период с февраля по ноябрь 1802 станет
одним из самых непростых в ее жизни.
Жизнь на острове проходит под постоянной угрозой нападения восставших. Несмотря на это, Паолина умудряется устраивать вечера и балы. Вскоре однако станет понятно, что есть еще одна угроза, гораздо более страшная – это желтая лихорадка. Именно она унесет жизнь мужа Паолины. И молодая вдова в трауре, обрезав волосы и положив их в гроб мужа, ворнется с сыном во Францию.
Где вскоре утешилась. Брат, которому позарез были нужны связи в Италии нашел Паолине нового мужа: богатого, влиятельного и глупого князя Камилло Боргезе.
Только их брак разрушит смерть сына Паолины.
В 1808 в Париже и Риме только и делали, что говорили о скульптуре Паолины. И князь увез жену на воды, уговорив оставить сына, которого недолюбливал, в Риме. В отсутствие материи мальчик заболел и умер. Паолина узнала об этом только через десять дней. Она обвинила князя в смерти сына, которую можно было бы избежать, если бы ребенок был с ними. Отношения между супругами были не лучшими и до этого. Но теперь Паолина возненавидела князя, публично пожелав ему смерти в Прусской войне, на которую он был призван.
А сама предалась любовным утехам. Она угощала поклонников вином из чаш, сделанных по форме слепков собственной груди, принимала молочные ванны, использовала людей, как подушки во время отдыха. В общем, вела распутную и бессмысленную жизнь.
Но как только потерпевшего фиаско Наполеона отправили на остров Эльбы, ветренная Паолина нераздумывая последовала за ним. Она продавала дома и драгоценности, чтобы обеспечить военные расходы брата и даже устраивала балы, чтобы немного развлечь Наполеона.
В феврале 1815 года Наполеон попробовал вернуть себе империю, но его ждал окончательный разгром в битве при Ватерлоо. Впоследствии в обивке его кареты нашли зашитым бриллиантовое ожерелье, которое ему дала любимая сестра. На остров Святой Елены, куда Наполеона отправили в новое изгнание, Паолину не допустили, хотя она и требовала разрешения у британских властей.
Тем временем князь Боргезе понял, что пришло время избавиться от опостолевшей жены и подал на развод. В 1816 году супругам разрешили жить отдельно, но Паолине достался дворец Боргезе и содержание в двадцать тысяч франков в год.
Теперь она предавалась любовным утехам и развлечениям. Но в 1821 году ее настигло известие о смерти брата и жизнь утратила для Паолины смысл.
Она потребовала убрать скульптуру Кановы с глаз долой и спустя несколько лет, в 1824 году умерла в страшных муках.
Перед смертью, Паолина простила мужа и в завещании вернула ему дворец.
Вот такая странная судьба: ленивая и тщеславная женщина, которая всю жизнь была абсолютно предана своей семье.