Лоджии Рафаэля можно считать одним из самых «влиятельных» произведений искусства в европейской культуре,  несмотря на то, что художественная критика, не всегда была к ним благосклонна.

Например, знаменитый искусствовед Вёльфлин отнес все поздние работы Рафаэля к периоду заката в его творчестве, связанным с отдалением от классической традиции. Такое утверждение было результатом применения к анализу его работ художника, метода, разработанного самим учёным.

Тем не менее, факт остается фактом. Лоджии Рафаэля, расписанные им в Апостольском Дворце по заказу папы Льва Х Медичи оказали огромное влияние на западную художественную традицию. Рубенс, Рембрандт, Пьетро да Кортона – вот только некоторые имена из длинного списка замечательных художников, вдохновившихся работой Рафаэля и его школы.

Влияние Лоджий распространилось не только на отдельных живописцев. Они, например, повлияли на стиль оформления первого этажа Капитолия в Вашингтоне. Особой гордостью для самого Ватикана будет точная копия Лоджий в Эрмитаже, сделанная по желанию Екатерина IIс разрешения папы римского. Императрица увидела гравюры фресок, которые исцелили ее от головной боли и пожелала иметь такие же фрески во дворце.  Копирование продолжалось с  1778 до 1792 года, почти 14 лет.

 

Создание фресок Рафаэлем и его школой было существенно быстрее, всего три года с 1516 по 1519 годы.

Лоджии Эрмитажа почти полностью идентичны оригиналу. Внесенные изменения были невелики: гербы папы заменили на геральдику императрицы, добавили зеркал и пол выложили паркетом.

Но воспринимаются Лоджии Эрмитажа и Ватикана по - разному.

В Петербурге они намного богаче и роскошнее.

Все дело в том, что фрески Рафаэля несмотря на их ценность и важность были открыты и испытывали на себе все особенности римского климата, который безжалостно съедал позолоту и краски. Только в 19 веке их застеклили.

История открытой галереи в Ватикане в 1508 году, когда архитектору Браманте поручили создать лоджии, которые бы позволили укрыться от превратностей погоды, но в то же время давали возможность наслаждаться видами Рима. Работа была завершена только в 1514 году уже после смерти архитектора.

Три этажа лоджий (Рафаэль расписал только коридор на втором этаже), были великолепно видны и с площади у Собора Святого Петра. Каждый этаж был украшен колоннами, соответственно дорического, ионического и коринфского орденов, что создавало ощущение устремления комплекса ввысь.

В пространстве между колоннами играли лучи солнца, придавая зданию рельефность и легкость. По описаниям, это была одна из наиболее близких к классическим принципам и совершенных архитектур Браманте.

К сожалению, сегодня мы не можем ее оценить их-за рядов оконных стекол, которые полностью лишили ее рельефности, но зато служат надежным укрытием для фресок Рафаэля Санти.

К росписи коридора на втором этаже Рафаэль и его школа приступили в 1516 году. Среди замечательных имен, помимо самого великого художника, стоит упомянуть Джованни да Удине, Перино дель Вага, Джулио Романо. Кроме них в Лоджиях работало еще несколько учеников. Точную атрибуцию работ сделать достаточно сложно, даже труд Джорджо Вазари дает весьма скупую информацию по этому поводу. Но общий замысел, безусловно, принадлежит самому Рафаэлю, который отдал Лоджиям очень много сил, прикипев к ним всей душой.

Художник настолько посвятил себя этой работе, что, когда после его смерти в Лоджиях появились трещины, многие посчитали это знамением и чудом.

Коридор Лоджии состоит из 12 арок, которые делят его на 13 секций. Своды арок расписаны библейскими сюжетами. Всего их 52, 48 из Ветхого Завета и 4, в последней, 13 арке, из Нового Завета. Рафаэль проводит своего зрителя сквозь всю историю от сотворения мира до прихода Спасителя. Впоследствии эту живописную ленту назовут Библией Рафаэля. И несмотря на то, что ее появление захватит и период раскола на католиков и протестантов, случившийся в 1517 году, она как правило, будет приниматься обоими сторонами религиозного конфликта.

Пилястры и арки Лоджий декорированы гротесками, написанными под вдохновением настенных росписей галерей Золотого Дворца Нерона, найденного в 1481 году. Под сводами арок находятся стуковые рельефы.

В результате получился очень гармоничный синтез античного и христианского мира, который, возможно, станет причиной долговечной славы Лоджий, не зависимо от настроения и предубеждений критики, желавшей видеть только религиозные сюжеты, или же, наоборот, не желавшей их видеть вовсе.

Работа Рафаэля будет признана прекрасным примеров возрождения античности, и сама станет на один уровень с античностью, превратится в классику.

Для самого же Рафаэля труд в Лоджиях был счастьем.
Когда в 1508 году он прибыл в Рим с прекрасными рекомендациями Браманте, не только архитектора, но и близкого друга папы Юлия II, святой отец пожелал сначала посмотреть на его работу, испытать художника.

Рафаэлю доверили роспись двух небольших прямоугольников во всемирно известной сегодня Станца делла Сеньятура.

Он сначала написал Астрономию, мастерски обманув взгляд смотрящего, и заставив выпуклую поверхность свода казаться вогнутой, благодаря ракурсу фигуры.

Продолжив работу над Судом Соломона, художник передал все эмоциональное напряжение сцены через жесты и положения тел, сыграв и с деталями одежды персонажей.

 

Безусловно Рафаэль боролся за одобрение папы, но в тоже время свободно отпустил на волю свой собственный стиль, что заставляет нас и сегодня ощущать особый кураж, который художник вложил в изображения.

И два фрагмента достигнут цели. Папа признает мастерство Рафаэля. Очень скоро он сначала неофициально, а потом и официально получит статус папского живописца.

 

А в придачу к статусу Рафаэль  получит необходимость соответствовать «вкусам заказчика» и зависть Микеланджело Буонаротти. Соперника Рафаэля мы часто себе представляем одиноким гением, закрывшимся наедине со своим искусством. Но это не совсем так. При дворе папы у Микеланджело существовала группа талантливых и влиятельных сторонников и находится в числе его недругов было непросто и небезопасно.

А друзьями с Рафаэлем они не стали.

И только в 1516 году напряжение для Рафаэля спадет. Микеланджело уедет во Флоренцию.  И Рим полностью падет к ногам мастера, где он будет царить в искусстве безраздельно до самой своей смерти. Слава и свобода позволят ему вновь выпустить на волю свой собственный стиль.

В Лоджиях Рафаэль даст выход не только своему искусству, но и своему знанию и пониманию античного мира, приобретенному за годы жизни в Вечном Городе.

Пилястры, люнеты и стенные пространства займут гротески. Этот тип декоративной росписи появился в итальянском искусстве в эпоху Возрождения. Источником считают, как мы уже говорили,  остатки настенных росписей Золотого Дворца Нерона, обнаруженных в 1481 году в Риме. Как правило гротески представляют из себя причудливое переплетение растений, животных, фантастических мотивов, мифических персонажей и масок, выполненных с высоким уровнем реализма. Их композиция симметрична и строится вокруг центральной оси по принципу канделябра.

Гротески в Лоджиях выполнены с большим мастерством и легкостью. Для их понимания не нужно обладать огромной эрудицией, достаточно начать рассматривать изображения и к удовольствию от хорошей живописи добавится и наслаждение от игры угадывания, в которую мы невольно окажемся втянутыми.

Расположение гротесков на пилястрах очень интересно. Роспись на одном зеркально отражается в другом. Тот же принцип выдержан и в росписи боковых арок. Это создает очень интересное ощущение во время прогулки по Лоджии.

Хотя некоторые злые языки утверждали, что это вызвано недостатком фантазии. Что совершенно неверно. Пусть гротески и изображены в зеркальном отражении, композиция каждого из них продумана и очень затейлива.

Гротески настолько хороши, что с ними связано еще несколько интересных моментов. ]Завистники, которых у Рафаэля было немало, утверждали, что художник сам ничего не смог придумать, он только копировал античные фрески, а чтобы никто ничего не заподозрил, впоследствии уничтожал оригиналы.

А в XVIIIвеке один хитрец  скопировал для поддельной античной мозаики одно из изображений в Лоджиях Рафаэля. Подделка была продана легендарному искусствоведу Винкельману, ставшему впоследствии директором Музеев Ватикана. Судя по каталогам, обман прошел успешно.

В работе над гротесками Рафаэлю  помогал Джованни да Удине.

Ему принадлежит работа над еще одной интересной, но мало изученной серии декоративных элементов. Речь идет о стуковых рельефах, укрощающих внутренний свод арок и паруса некоторых сводов.

Джованни да Удине удалось восстановить формулу античного белого стукко, используемого в Древнем Риме. Кстати, формулу впоследствии утратили вновь.

Его крайне интересные рельефы много веков подряд оставались незамеченными. Обратили на них внимание только с появлением электричества. Все дело в том, что дневной свет их почти не касался, а света от канделябров было недостаточно, чтобы на белом фоне выделять белые фигуры.

В создании своих работ Да Удине пользовался своеобразным подходом, знакомство с которым позволит нам понять лучшее отношения художников эпохи Возрождения к античному искусством.

Свои фигуры, как и многие современники, Джованни да Удине находил на античных рельефах и саркофагах, которые в XVIвеке пытались уже систематически изучать и классифицировать.

Только речь не шла о подражании, а уж тем более о только о копировании.

Джованни, возможно неосознанно, пытался через эти фигуры восстановить эллинский идеал красоты. Он находил искусство Родоса и Пергама слишком жестоким и эмоционально перегруженным, а в работах Рима видел грубость и излишний экспрессионизм. Джованни отдавал себе отчет, что вряд ли сможет найти желанного стиля среди римских коллекций,  поэтому он отмечал фигуры, которые, как ему казалось, были созвучны эллинизму, после чего переносил их на свои работы совершенно не заботясь о том, что они могли быть из разных источников. Он удачно их изменял, придавая им уже собственный ритм и движения.

Ну а мы постепенно поднялись к сводам Лоджии. Здесь над античным миром парят библейские сюжеты. Все, как и положено для папского дворца.

И очень хочется поддаться легкости заявления о том, что мир античный оказался под христианским.

Это опровергает сам Рафаэль. Фигуры в библейских сюжетах стилистически созвучны с декорациями гротесков. Они ненамного больше их в размерах, с простой композицией и абсолютно повествовательным подходом, который позволяет сразу уловить смысл.

Единство всего цикла ощущается мгновенно. Но и интерпретация говорящая, что мир античный и христианский существуют как будто бы одновременно в одном пространстве, как это будет в находящейся рядом Станца делла Сеньятура тоже неверна.

Рафаэль преследует иную цель. Библейские сюжеты, изображенные на сводах, кажутся окнами, открытыми в новый мир. Художник хочет сказать, что для нас, в христианской культуре, библейские события заняли то же место, что и мифология (ведь она говорила о жизни богов в древности) занимала для античных.

Рафаэль говорит о наступлении новой, христианской эры в жизни человека. И хотя это новое время может питаться достижениями античности, оно все же отлично от нее, как и безмерно ее превосходит.

Однако, очень часто глубокую и непростую идею художника слишком упрощали. И это упрощение, возможно тоже стало причиной, рождения популярного утверждения, что религия есть миф.

А после того, как мы понимаем настоящую мысль Рафаэля, становится ясна и причина благосклонности к его работе богословской мысли всех ветвей христианства в Западной Европе.

Ну а теперь, можем прогуляться и по самим библейским сюжетам.

Они делятся на несколько смысловых групп. Проходя от свода к сводув галерее мы можем заметить, что с каждым шагом приближаясь к изображениям  Нового Завета все совершеннее становится манера письма художника.

  1. Все начинается с истории сотворения мира. 
  2.  История Адами и Евы. И вновь, отсыл к Микеланджело.
  3. Потом будет история о всемирном потопе.
  4. Жизнь Авраама.
    5. Истории Исаака.
  5. История об Иакове.
  6. История Иосифа прекрасного.
  7. Бегство евреев из Египта.
  8. История Моисея.
    10. История Иисуса Навина.
  9. История Давида.
    12. История Соломона
  10. Новый завет: Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение Христа, Тайная Вечеря.

 

Каталог сайтов OpenLinks.RU Активный отдых: Крым, Кавказ, Карпаты, Алтай. Походы, рафтинг, конные туры. Каталог туристических сайтов.

Независимый туристический портал http://tour-faq.ru. Информация для туристов, отзывы, вопросы и ответы о путешествиях и туризме, каталог турфирм.

Туристические сайты