Капелла Никколина, Ватикан

КАПЕЛЛА НИККОЛИНА – великолепный цикл фресок, созданный Беато Анджелико, монахом-живописцем периода раннего Возрождения для личной капеллы папы римского.Она находится в самом сердце Апостольского Дворца, совсем рядом со всемирно известными Станцами Рафаэля и ее можно отнести к условно секретным местам Ватикана.

Несмотря на то,  что буквально через стену находятся кабинеты Отдела отношений с Государствами, одного из самых непростых органов государства Ватикана, Музеи все же дают возможность ее посетить, правда для этого требуется специальное бронирование на сайте.

Этот выбор был сделан в виду ее особой важности, как художественной, так и исторической.

Капелла расположена в башне папы Инокентия III. Несмотря на то, что  годы его правления  1198  - 1216, хронологически от нас очень далеки,  отголоски его понтификата дошли и до наших дней.  Иннокентий III усилил роль папы, прокладывая дорогу идеи о ее универсальности, создал в 1209 году орден францисканцев, в 1214 году доминиканцев, существующих и сейчас, и был основоположником Альбигойского крестового похода во Франции, который вошел в историю как один из самых кровавых.

Позаботился папа и об устройстве Ватикана. Он приказал возвести высокую башню на правом берегу Тибра, рядом с храмом Святого Петра. Мощная структура должна была символизировать власть и доминирование, напоминая и о военной мощности папства, которая, правда, служит исключительно высоким целям.

Последние два этажа предусмотрены для создания культового пространства. Вероятно, они сразу предназначались для создания капеллы. Об этом говорит характерная для этого времени архитектура. Основание – прямоугольник, но вероятно, это было обусловлено технической необходимостью. Идея же должна была отсылать к квадрату, достаточно распространенному символу, означавшему земное пространство. Крестовый свод, укрепленный массивными ребрами, символизировал треугольник, фигуру, олицетворяющую духовность во многих культурах.

О первоначальном убранстве капеллы и ее статусе роли ходят достаточно разноречивые сведения.  Ситуация изменилась в середине XVвека, когда она вошла в новый комплекс апартаментов папы. 1447 году на престол всходит папа Николай V. До вступления на папский престол он носил имя Томазо Парентучелли.

Родился будущий папа римский в семье квалифицированного врача, образование получил в Болонском университете, где в 1422 году защитил диплом богослова и познакомиться с Леоном Баттиста Альберти. Томазо был вхож во многие знатные семейства и более двадцати лет отслужил на должности библиотекаря болонского епископа Никколо Альбергати. Это позволило ему приобрести колоссальные для того времени знания. Дальше его карьера будет молниеносной. В 1446 году он получит кардинальскую шапку и через год будет избран папой Николая V. Невысокий, щуплый, с горящим взглядом, живым умом, умеренными привычками и нетерпимостью к кумовству – вот, пожалуй, его краткий портрет. И, конечно, нельзя забывать, что он был выходцем из интеллектуальной среды. Этот факт наложит неизгладимый след на его дальнейшее правление. Он понимал, что институт папства должен быть реформирован, чтобы соответствовать духу времени.

XVвек в принципе можно отнести к трансформирующим векам. Ему принадлежит возрождение перспективы, изобретение печатного станка, полностью изменившего модели распространения информации, открытие Америки и зарождение идеи современного государства.

Идея города тоже трансформируется. Кроме функциональных нужд, необходимых для общежития достаточно большой группы людей и культовых зданий, город должен стать символом власти, лицом государства. Можно сказать, что свой путь начинает идея столицы.

Рим в этот период был еще далек от своего будущего величия. Узнать Вечный Город можно было только по скелету Колизея и Пантеону. Фонтанов, площадей, фасадов храмов и даже современного Ватикана еще не существует.

Городу остро нуждался в обновлении. И новый облик ему могли дать только люди искусства, которых будут вдохновлять  гуманисты.

Это папа прекрасно понимал, поэтому его двор наполнился блестящими умами и талантами, среди которых, конечно будет и Беато Анжелико.

Джованни да Фьезоле, известный всему миру как Беато Анджелико родился в 1395 году в маленьком городке рядом с Флоренцией и в раннем возрасте вступил в орден доминиканцев. Джорджо Вазари скажет о нем потом «столько же отличный живописец… как и отменный инок».

Если мы захотим передать суть его живописи двумя словами, то это будет: «небесный мастер».  Его искусство совмещает в себе смелое использование новых технических приемов и светлую поэтику, с неподкупной непосредственностью, которые граничат с красочной сказочностью.

Работы Фра Анджелико пронизаны глубокой верой в Бога. Он не обращается к сюжетам, в которых проявляются греховные наклонности людей, низменные и темные стороны жизни. Его мастерство лучше всего проявляется в изображении святых и ангелов.

Но ограничиться только стилистическим анализом и высокой поэтикой художественных форм в работах Беато Анджелико нельзя. За его образами стоит глубокое знание и понимание мира, которое вырастает из великолепного образования, обязательного для каждого члена ордена доминиканцев.

Поэтому ему и доверили расписывать «тайную» капеллу, место молитвы и причастия самого папы римского.

Несмотря на то, что основные источники немного расходятся в датировке работы, мы можем с достаточной точностью сказать, что она была расписана между 1448-1449 годами, опираясь на документы об оплате.

Оформление капеллы должно было отразить связь между земным миром, человеческим путем в нем и божественным откровением, пришедшим свыше. Все элементы декорации глубоко связаны между собой и несут общую идею, которая раскрывается постепенно. Несмотря на это, наибольшую известность приобрели фрески с жизнеописанием Святых Стефания и Лаврентия.

Условно, мы можем выделить здесь четыре уровня:

Смысл, содержащийся в капелле, открывался постепенно в каждом элементе ее декорации, которую можно разделить на четыре элемента:

- потолок с изображением четырех Евангелистов;

- фигуры Отцов и Учителей Церкви на внутренних поверхностях двух арок;

- сцены жизни Святого Стефана и Святого Лаврентия на стенах;

- мраморный пол.

Иконографическим источником для отображения жизни Святого Стефания были Деяния Апостолов (главы 6-6),  а для написания цикла о Святом Стефании Беато Анджелико вдохновился Золотой Легендой Якова Варагинского, фундаментальным трудом, в котором автор собрал жизнеописания христианских святых.

Выбор темы был вполне вероятно обусловлен тем, что в 1447 году в Базилике Святого Лаврентия за городской стеной (SanLorenzofuorileMura) по приказу Папы Николая Vбыли вскрыты захоронения Святого Лаврентия и Святого Стефана, перенесенного в Рим из Иерусалима в шестом веке.  Останки очень хорошо сохранились, и циклы решили посвятить двум первым христианским мученикам.

Вполне вероятно, что  художественное решение было полностью возложено на Беато  Анжелико. Его эрудиции и чистосердечной вере папа мог доверять, хотя нельзя исключить, что Николай Vв ходе работы над эскизами делал устные рекомендации и выражал свои пожелания.

Кроме самого художника в капелле работали еще несколько мастеров. Во время последней реставрации были выделены шесть рук, одна из которых, скорее всего, принадлежит Беноццо Гоццоли, талантливому Флорентийскому художнику XVвека.

Порядок росписи был весьма интересным.  Работа началась со свода. Сначала были написаны боковые орнаменты, архитектура и пейзажи. Затем пространство было заполнено фигурами, которые на этот раз писались, начиная с нижних уровней и поднимаясь ко своду. Для переноса фигур с картона на штукатурку в верхней части капеллы использовали припорох. Фигуры внизу прописывались непосредственно по штукатурке.

Повествование начинается на западной стене. Верхний уровень занят жизнеописанием Святого Стефания. В его фигуре можно увидеть отсыл к Иерусалимской Церкви, которая появилась хронологически раньше римской. На нижнем уровне – жизнь Лаврентия, святого уже Римской Церкви.

Жизнеописания Святого Стефана начинается с его посвящения в диаконы церкви Апостолом Петром.  Стефан вместе с шестью единоверцами был избран для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребносте».

Святой Петр передает Лаврентию потир, чашу для вина и причастия, и дискос, особое блюдо.  Потир – символизирует чашу, из которой Христос совершал причастие святых апостолов. В ней вино превращается в истинную кровь Христа.  Дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб Господен. Он служит для положения на нем особым образом вырезанной просфоры.

Вторая часть лунета занята раздачей милостыни во дворе храма.  Стефаний передает монеты из сумки женщине с ребенком, стоящей перед ним с протянутой рукой. Среди окружающих фигур мы видим монаха, молящегося, паломника, ремесленника и женщину с корзиной.

В нижнем регистре представлены сцены из жизни Святого Лаврентия, пострадавшего за веру в середине третьего века во время христианских гонений императора Валериана.  Сегодня Лаврентий почитается, как один из самых важных святых и покровительствует нищим, библиотекарям и поварам.

Действие фрески созвучно с верхним уровнем. Святой Стефан возводится в дьяконы папой Сикстом II, в образе которого изображен сам Николай V. Епископ Рима тоже передает диакону потир и дискос. Окружающие фигуры изображены с особой тщательностью.  Особое внимание уделено тиаре и облачению папы.  Архитектура отсылает к ранним христианским базиликам.

В этой фреске Фра Анджелико вводит впервые в Риме центральную перспективу, и впервые использует ее в своем творчестве в монументальной работе.

История продолжается на следующей, северной стене, которая расположена напротив алтарной.

В верхнем регистре Стефан изображен проповедующим, а справа ведущим диспут с иудеями, который приведет к его осуждению.

Диаконы не только раздавали милостыню, став казначеями общины. Они проповедовали Евангелие. Стефан особо преуспевал в его распространении, совершая именем Христа различные знамения и чудеса. Особо интересен его жест, возможно он ссылается на слова Христа о двукратном повелении любви, а возможно говорит о двойной природе Иисуса.

Его проповеди вызвали ненависть со стороны ревнителей Моисея. Святой был схвачен и привлечен к суду вступившими с им в спор фарисеями. Острая критика храмового культа привела к вынесению ему смертного приговора.

На нижнем уровне Сикст IIвручает святому Лаврению церковные богатства, а справа раздачу Лаврением милостыни бедным. Снова жизнь Стефана как будто на шаг опережает путь Лаврентия.

Статус у диаконов был очень высок в раннехристианском Риме. Они были сподвижниками и близкими помощниками папы, иногда превосходя в статусе епископов из других городов.

Особое внимание уделено изображению папы Сикста, потому что, напомним, в его образе изображен сам Николай V. Кстати, этот прием, который потом будет очень часто встречаться в работах художников здесь Беато Анжелико применяет впервые.

Во второй части Лаврентий, на входе в монументальный храм с колоннами раздает милостыню. Почти также, как это ранее уже делал Стефаний. Несмотря на болезни и нищету просящих, из изобразили наполненными человеческим достоинством.

На восточной стене циклы идут к своему завершения.

В верхнем уровне слева святого Стефана ведут к месту его мученичества, выволакивая за крепостные стены. Смертные приговоры всегда приводились в исполнение за городскими стенами. Справа мы видим, как он принимает мученическую смерть, молясь о мучителях, которые забивают его камнями.

В этом фрагменте слева выделяется бородатый человек, держащий в руках одежды палачей. Это Савл, который впоследствии уверует в Христа, примет крещение и станет апостолом Павлом, автором знаменитых посланий.

В нижнем регистре Лаврентий сначала осуждается Валерианом, а затем мы видим, как его живьем сжигают на решетке.Согласно легенде, Святой Лаврентий, раздав сокровища церкви, которые предполагались для императора, привел к Валериану толпу бедняков, заявив, что это и есть истинные сокровища церкви.

Однако в сцене перед нами акцент сделан на солдат и императора, который отправит Лаврентия на смертную казнь.

На этом уровне есть очень интересный фрагмент.

Тюремное окно, в котором мы видим обращение святого Ипполита, главного тюремщика. Он уверовал в Христа после проповеди и исцеления святого Лаврентия и сам принял крещение.

Особого внимания стоит пол капеллы.

В центре на мраморных плитах изображен символ солнца, между лучами которого находятся начальные буквы названия месяцев. Круг, в котором находится символ отсылает к зодиаку. Все это вписано в ромб, украшенный двумя вазами, означающими дарующую и получающую стороны. Ромб вписывается в четыре круга  с именами папы внутри. Эти круги означают времена года.

Если связать месяцы со знаками зодиака, то у алтарной стены мы найдем Рыб, Овна и Тельца. Эти месяцы соответствуют началу года, согласно флорентийской системе, идущему от Благовещения. А над стеной изображен Евангелист Матвей с ангелом. В своем Евангелии он прежде всего говорит о воплощении Христа, о его человеческой природе.

Мы подходим к ощущению жизни во времени и пространстве.

У западной стены, на которой изображено начало служения Стефана и Лаврентия, будет вторая фаза знака Тельца, Близнецы, Рак и первая фаза Льва.  На потолке находим Марка со Львом. Центр его Евангелия – духовное содержание учения Христа и призвание первых последователей.  Значение знаком терпеливое и последовательное воплощение собственных проектов.

На северной стене, где Стефаний проповедует, а Лаврентий раздает дары будут Девы, и Весы. На своде изображен евангелист Лука. Его книга говорит о необходимости отречься от себя самого и от земных благ, следуя примеру Христа.  Речь идет об обращении к интеллектуальным ресурсам, которые помогают в духовном росте.

И наконец, на восточной стене с самыми драматичными сценами будут Скорпион, Стрелец, Козерог и Водолей.  А над ними Евангелист Иоанн с орлом. Его Евангелие самое мистическое и касается смысла жизни, о стремлении к духовному, которое позволяет превзойти материальную смерть.
Ведь не зря сцены со смертью изображены именно в восточной части. Восток – означает новое рождение, уже в духовном гармоничном полноценном мире.