ВАН ГОГ В РИМЕ. ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. САДОВНИК

ВАН ГОГ. ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ.
ПОРТРЕТ САДОВНИКА. НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РИМЕ.

В Риме находятся всего три работы гениального нидерландского художника, две - в Национальной Галерее Современного Искусства в Риме и одна в Музеях Ватикана.

Сегодня речь пойдет о «Садовнике», находящемся с 1995 года в Национальной Галерее.

Ван Гог написал этот портрет в 1889 году во время пребывания  в больнице Сан Реми. Судьба картины будет такой же непростой, как и жизненный путь самого художника, на самых главных вехах которого мы кратко остановимся.

Ван Гог родился в 1853 году в Грот-Зюндерт, маленьком тихом городке в Нидерландах, рядом с границей Бельгии.  Прожил художник всего 37 лет, умерев, при достаточно странных обстоятельствах, 29 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз, небольшом муниципалитете на Юге Франции.

Несмотря на короткий жизненный путь Ван Гог успел написать около 800 картин и сотни рисунков.

Детство художника содержит два интересных момента, которые оказали влияние на дальнейшее становление его творчества.

В семье Ван Гога было пятеро детей. Однако, незадолго до рождения Винсента Ван Гога умер один из его братьев, которого тоже звали Винсентом.

Каждое воскресенье Ван Гог, отправляясь на службу, проходил у могилы брата, на которой было его собственное имя.

Интересно отметить, что такой же факт был и в биографии Сальвадора Дали и он безусловно оказал на психику ребенка определенный эффект.

Второй момент – работа его отца. Ван Гог старший был пастырем. В Зюндерте до сих пор сохранилась церковь, где он служил для небольшой общины в пятьдесят-шестьдесят человек. Благодаря этому Винсент был знаком с библейскими и евангельскими темами с самого детства, и это тоже оказало влияние на его взгляд на искусство.

Сам Ван Гог тоже хотел стать пастырем, но после безуспешных попыток, в возрасте 27 лет он пришел к пониманию, что раз он не может говорить о Боге словами, он будет делать это через свое искусство.

Сам Ван Гог неоднократно упоминал, что живопись для него – это разговор с Богом, она божественна. Каждый, кто оказывался перед его работами, думаю, сталкивался с ощущением запредельного.

И при этом его картины на первый взгляд кажутся очень простыми, а поэтому близкими и понятными. Все дело в технической простоте. Художник всю жизнь стремился писать так, чтобы техника не чувствовалась. Это было сознательной целью, а вовсе не недостатком художественного образования, как иногда заявляла поверхностная критика.

Приняв решение стать художником в 1878 году, Винсент понимал, что писать картины нужно уметь. Поэтому он посещал занятия в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, учился в гаагской школе живописи Анторна Мауве и несколько месяцев провел в Академии художест в Антверпене в 1885.

Но нигде он не мог задержаться надолго, будучи не в состоянии смириться с чрезмерным академизмом, которые мало соответствовал его желанию найти свои образы, свою свободу и создать искусство, не укладывающееся в рамки классической художественной традиции.

Кроме уроков и постоянных самостоятельных занятий, Ван Гог искал вдохновения и в работах других мастеров. Прежде всего в картинах Жан Франсуа Милле, Констеблья и Тернера.

Особое место в формировании его стиля займет и японская гравюра. Она не только окажет влияние на становление живописи Ван Гога, но и послужит причиной рождения легенды о его нищенском существовании.

Дело в том, что, когда Винсент бросил свою работу арт-дилера, решил посвятить себя искусству, его брат Тео выделил ему содержание в размере 250 франков. Это была очень неплохая сумма для своего времени, она равнялась почти половине зарплаты врача.

Но японская гравюра стала страстью Ван Гога, он начал ее коллекционировать, и это оказалось очень дорогим удовольствием, которое, вместе с покупками красок полностью опустошало его карманы.

Переломным моментом и в искусстве и в жизни художника стал 1886 год. Ван Гог уезжает к брату Тео в Париж. С братом они были очень близки. Его «Письма к брату Тео» станут самостоятельным литературным произведением искусства и являются важнейшим ключем к пониманию многих его картин.

Новая столица мирового искусства встретила художника неоднозначно.

Критика более чем прохладно.

За несколько месяцев до поездки в Париж, Ван Гог написал свою первую сложную и интересную работу «Едоки картофеля». В ней художник затронет темы, продолжением которых станет и портрет «Садовника» в Риме.

Перед нами пять фигур, семья. Такая композиция – вызов даже для опытного художника. Фигуры не просто изображены, они взаимодействуют друг с другом. В жестах, эмоциях, даже освещении присутствует почти религиозная торжественность.

Перед нами простые крестьяне. Каждый день их ждет однообразная тяжелая работа на земле. И земля оставляет свой след на их руках, морщинах кожи, даже головные уборы женщин, кажутся темными из-за земли.

Но это не грязь. Винсент ощущает силу и святость земли и воспринимает крестьянский труд почти как священнодействие, которое наполняет людей перед нами необыкновенным внутренним достоинством, которое сквозит в их, на первый взгляд, карикатурных изображениях.  Эти люди с достоинством едят то пропитание, которое смогли добыть своим честным, а поэтому, благородным трудом.

Такой подход был возможен благодаря мировоззрению художника.

Многие главы Библии он помнил практически на память. Его размышления о жизни, о ситуации часто отталкивались от христианских истин и это давала совсем другую глубину его взглядам и оценкам.

Но критика заявила, что «Едоки картошки» - это анатомические ошибки неопытного мастера, и в принципе, картина мрачная, темная и несуразная.

А вот парижские художники Ваг Гога приняли в свой круг.

Винсент начал посещать художественную студию Френара Кормона, познакомился с Полем Гогеном, Тулуз-Лотреком, Писсаро, Дега, Бернаром.  Художник обрел свою среду и единомышленников. Его пригласили участвовать в выставках, сначала в ресторане «Ла Фурш», «Тамбурин», затем в фойе «Свободного театра».

Публику, правда, его картины шокировали.  Но за парижский период, продлившийся около двух лет, Ван Гог создал около двухсот тридцати работ.
Годы с 1886 по 1890 будут, действительно, самыми значительными в его творчестве.

Тем не менее, не все в Париже проходит гладко. Поль Сезанн, не воспринимает Ваг Гога, полностью игнорируя художника. Но это не смущает Винсента.

Он наполнен мечтами и планами и в 1888 году отправляется в Арль, где снимает дом, чтобы поселиться в нем вместе с другими художниками и творить вместе. Это должно положить начало коммуне, где каждый будет свободен в своем творчестве.

Однако его взаимное творчество с Полем Гогеном, единственным, кто в силу финансовых трудностей, примет приглашение Ван Гога, известного своим сложным характером, закончится скандалом и отрезанным ухом.

Тем не менее, этот сложный период принес и свои хорошие моменты. Работа «Красные виноградники в Арле» была продана за 400 франков. Это не единственная проданная прижизненная работа, есть документы на еще минимум 14 картин. Но, безусловно, самое дорогое.

Разрыв с Гогеном приведет Ван Гога в больницу для душевнобольных: Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс. Именно в ее стенах и будет написан «Садовник» и, кстати, очень знаменитая «Звездная ночь».

Безусловно, психика Ван Гога была устроена так, что ему сложно удавалось соответствовать средне статическим нормам.

Но весьма нелепо предполагать, что он работал в состоянии душевной нестабильности. Наоборот, он работал исключительно в моменты душевного просветления. Его техника только кажется простой.

Цветовые контрасты, которые он создает, требуют знаний и сосредоточенности.

Именно в стенах Сан-Реми к Ван Гогу приходит первое признание.

Его приглашают принять участие в брюссельской выставке «Группы двадцати», где его роботы вызывают интерес не только у коллег, но и у любителей живописи. Картина «Красные виноградники в Арле» получила хвалебные отзывы у критиков.

Весной 1890 года художник покидает клинику и переезжает в Овер-сюр-Уаз под Парижем, встречается с братом Тео и его семьей. Признание его, кажется, не беспокоит.
Художник отчаянно работает, создавая почти каждый день по одной картине.

В двадцатых числах июля 1890 году он пишет «Пшеничное поле с воронами», которая окажется его последней картиной.

27 июля 1890 года Ван Гог выйдет на прогулку и выстрелит себе в сердце из пистолета. Пуля пройдет ниже, он доберется самостоятельно до номера в гостинице, успеет даже попрощаться с братом Тео, который немедленно приедет, узнав о случившемся.  Но через 29 часов после ранения в 1:30 ночи 29 июля 1890 года Ван Гог умрет от потери крови. Пистолет так и не будет найден.

И случается, что кто-то до сих пор иногда пытается разобраться в этой странной смерти.

Картина «Садовник», была написана чуть меньше, чем за год до кончины художника, в сентябре 1889 года, во время, как мы уже говорили, его пребывания в Сен-Реми.

По какой-то причине Ван Гог не упоминает о ней в письмах к брату, хотя обычно описывает свои работы. Если только не считать упоминанием фразы, когда Винсент говорит, что испытывает неудержимое желание писать портреты.

Приключения «Садовника» начнутся после смерти художника. Так как в последний год жизни о Ван Гоге уже начинают говорить, арт-дилеры предусмотрительно скупили многие его работы. И они начали циркулировать среди владельцев галерей.

В 1910 году «Садовника» купил Густав Сфорни, интеллектуал, художник и серьезный коллекционер.

В этом же году картина примет участие в первой итальянской выставке, посвященной импрессионистам, организованной во Флоренции. И неожиданно всплывет старинная неприязнь Сезанна к Ван Гогу. Организатор выставки - Арденго Соффичи, страстный поклонник французского новатора и он готовит волну критики на Ван Гога, только потому что сам Сезанн, его не воспринимал.

Густав Сфорни решил это предотвратить. Теперь «Садовника» смогут видеть только его близкие и друзья в доме самого коллекционера. Почти тридцать лет «Садовник» проведет в таком заточении.

В 1940 году Сфорни умер, и его коллекция перешла к племяннику, адвокату Верузио. Молодой наследник сразу понял, что именно работа Ван Гога самая ценна в коллекции и тщательно прятал ее во время войны от нацистских разбоев.

Только в 1945 году картина вернулась «в свет» на выставке в Палаццо Питти. Снискав успех, «Садовник» начинает путешествие по выставках и в 1954 году будет признан Италией, как произведение искусства, являющееся культурным достоянием Республики.

Однако в 1966 году полотно Ван Гога окажется вновь под угрозой. Во Флоренции жуткое наводнение и семья Верузио спасая картину, увезет ее в Рим.

На протяжении более десяти лет в дом адвоката и его жены приходит элита итальянской политики и мира искусства чтобы только посмотреть на «Садовника». Вероятно, это приносит большие дивиденды и владельцам, помогая налаживать нужные связи.

Однако все чаще начинает звучать идея о возможной краже, ведь Ван Гог начинает превращаться в культового художника. И чтобы избежать неприятностей, уже вдова Верузио принимает решение продать картину. В 1977 году Эрнст Бейлер, один из самых влиятельных арт-дилеров того времени, приобрел «Садовника» через подставных лиц, заплатив 300 тысяч евро (600 миллионов лир).

В начале девяностых Бейлер собирается продать работу Ван Гога музею Пегги Гуггенхайм в Венеции за 7 миллионов евро (14 миллиардов лир).  Но неожиданно вмешаются итальянские власти. Так как картина является культурным достоянием итальянского народа, государство имеет особые права выкупа. Поэтому Бейлеру, воспользовавшись тем фактом, что в акте покупки картины у вдовы не значится его фамилия, возвращают уплаченную сумму 300 тысяч, и передают картину в 1995 Национальной Галерее Современного Искусства в Риме.

Кстати, арт-диллеру это совсем не понравилось. Он больше десяти лет судился с властями и в конце концов получил компенсацию в размере 1.3 миллиона евро плюс 55 тысяч за судебные издержки.

Но приключения «Садовника» не закончились. В 1998 году ее похитят из галереи и 48 дней она будет в розыске. Вместе с ней будет похищена еще одна работа Ван Гога и акварель Сезанна. Сыщиков заинтересовал странный выбор, ведь вооруженные бандиты прошли мимо работ Климта и Дега. Так поступить могли только люди, близкие к искусству. Поэтому приняли решение искать не только возможного тайного заказчика похищения, но и проверить связи внутри галереи. Именно это и помогло быстро найти воров и вернуть «Садовника» на место.

Но у «Садовника» не только захватывающая биография. Перед нами портрет. Работа над ними всегда по-особому вдохновляла Ван Гога. В них он не искал реализма. Это уже было и не нужно, с этим вполне справлялся фотоаппарат. Художник хотел, чтобы спустя столетия, каждый, кто посмотрел бы на изображенное лицо, мог получить своего рода откровение о человеке, который изображен, кем бы он не был.

Перед нами крестьянин. Несмотря на то, что прошли годы с момента написания «Едоков картошки», тема людей, чьи руки каждый день касаются земли, заботливо ее возделывая, остается для Ван Гога очень близкой.  Снова ощущается влияние работ Милле, евангельский смысл и символизм.

Но здесь нет акцента на тяжести этой работы. Перед нами человек, со своей судьбой, добродетелями и пороками, испытаниями и невзгодами, минувшими и грядущими, который, прямо перед нами полностью погружен в контакт с окружающей природой.

На картине, в отличии от многих других портретов, пейзаж. Сочетание белого, желтого, синего и зеленого создают необыкновенно гармоничный союз, передавая поле и оливковые деревья на заднем плане. Справа мазки ровные и спокойные, а слева они уже начинают закручиваться в спирали, так характерные для его периода в Сан-Реми.

Лицо прописано очень детально, мазки настолько мелкие, что создают ощущение фотографии. Борода немного запущена, губы обведены красной линией. Взгляд немного опущен вниз, разный размер зрачков создает ощущение легкой меланхолии, такой характерной для жаркого послеобеденного времени на юге Франции и Италии.

Симметрии в лице противостоит асимметрия в теле. Мужчина одет в белую рубашку с вертикальными красными и зелеными полосами. А под ней – майка с желтыми и синими линиями. На первый взгляд, одежда очень простая. Но в работе над ней Ван Гогу удалось гармонично соединить основные цвета синий, желтый и красный с дополнительным зеленым, который,  согласно цветовому кругу не гармонирует с красным. Этот удавшийся эксперимент впоследствии даст рождение фовизму и повлияет на творчество его самого яркого представителя Матисса.