Сквозь тьму к свету. Экскурсия по Риму

Целое тысячелетие человеческой истории остаётся для нас загадкой. Иногда это время называют темными веками, ведь казалось, что свет науки и истории почти не проник в период продлившийся с момента падения Рима до эпохи Возрождения. Но в тоже время,  именно в этот период, который в последствии назовут Средними веками, появились неповторимые архитектурные творения и очень интересные произведения искусства, сделаны важные научные открытия и заложены традиции, которые остаются живимы и сегодня.

На этой экскурсии мы попытаемся пролить свет на это темное время и для этого отправимся в Собор Сан Джованни ин Латерано и монастырь Четырех Коронованных Святых. 

Маршрут: Сан Джованни ин Латерано,  Святая Лестница, монастырь Четырех Коронованных Святых. 

Длительность: 2 часа. Стоимость:150 евро. Количество участников: 1-4 человека.

При бронировании этой экскурсии, моя книга "Римские истории" в подарок (электронный вариант).

При бронировании двух и более экскурсий, в подарок на выбор мой курс "Грамматика искусства" или "Секреты Римского искусства". Подробнее о курсах можно узнать здесь.

 

ЗАКАЗАТЬ ЭКСКУРСИЮ

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Первая папская капелла в Риме

В ней редко бывает многолюдно. Тем не менее, эта капелла остается одним из самых интересных и важных мест в Риме. Речь идет о Sancta Santorum или Святая Святых, которая находится на вершине Святой Лестницы возле Латеранского Собора. 

Ее стены были возведены в 1277 году при папе Николае III из династии Орсини (именно его потомкам и сейчас принадлежит знаменитый замок на озере Браччано). Папа Римский очень любил французскую готику, поэтому в постройке капеллы решил отдать предпочтение этому стилю. А для отделочных работы пригласили легендарную римскую династию Космати. 

Несмотря на маленькие размеры, в ее стенах хранится огромное сокровище: нерукотворный Спас, икона на ореховой доске, заключенная в позолоченный деревянный табернакль XIV века.

Традиция приписывает ее создание евангелисту Луке, начавшему писать лик Спасителя. А завершил икону ангел, воспользовавшись сном Луки (хотя ученые склоняются к датировке изображения V веком).

В VII веке икона прибывает в Рим и сразу приобретает огромное значение для города. Ее носят во время религиозных процессий, к ней прикладываются паломники. Из капеллы Святой Святых в средневековье начинается крестный ход на Пасху.

Это почитание приводит к тому, что уже папа Николай III, чтобы спасти икону, приказывает заключить ее в серебряный оклад. На протяжении веков его будут украшать и дополнять. В конце концов оклад сам превратится в замечательное произведение искусства, но отнюдь не единственное в этой капелле. 

Ее стены украшает великолепный цикл фресок. Об имени художников, создавшего его, спорят до сих пор. Сюжеты рассказывают о казни Петра и Павла, мученической смерти святых Стефания, Лаврентия, Агнессы. Есть здесь и дар бесприданницам Святого Николая. Еще один дар находится на стене, под которой расположилась абсида с иконой: сам папа с благословения Петра и Павла символически дарит Иисусу построенную им капеллу. В проемах галереи под фресками в конце XVI века будут изображены фигуры святых.

Фрагменты росписи Sancta Sanctorum, Рим.

В капелле можно присесть на мраморную скамью, посмотреть вверх, на синий потолок, усыпанный золотыми звездами, с изображенными фигурами Евангелистов. 

А потом начать рассматривать фрески. На них великолепно прописана архитектура, благородные лица, тончайшие детали, яркие цвета и глубокий символизм - все это оставили нам в наследство неизвестные средневековые мастера.

В капелле становится понятно, почему Рим - вечный. Новые образы и фигуры гармонично сочетаются с творениями былых веков, ведь их объединяет одна тема - вечная дорога человека к Богу.

Над Латераном проходило века, пожары, разрушения, новое строительство. Все это за века изменило его облик до неузнаваемости. Только капелла Святая Святых с нерукотворным Спасом чудом сохранились, почти не изменившись. Будто бы невидимая сила так и продолжает ее хранить.

 

С ЭТОЙ ЭКСКУРСИЕЙ ЧАСТО БРОНИРУЮТ

ГРЕХОМ ОБРЕТЕННОЕ БЕССМЕРТИЕ. ВЕЛИКИЕ ДИНАСТИИ ВАТИКАНА

Спустя века мы продолжаем завороженно произносить имена Борджиа, Медичи, Делла Ровере, Киджи. Какими же были Папы Римские, вышедшие из этих знатных семейств? Так ли уж сильно они грешили или может быть это очередной фарс историков, желающих опорочить великих Пап? Где найти правду?

Длительность 3 часа, стоимость 180 евро.

ЗАКАЗАТЬ ЭКСКУРСИЮ

ПОДРОБНЕЕ 

 

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА. СЕРДЦЕ ВАТИКАНА

Собор Святого Петра, один из величайших храмов мира. Его строительство начнется в эпоху Возрождения и завершится в разгар Барокко, одиннадцать архитекторов, среди которых Микеланджело, и девятнадцать Пап на протяжении ста двадцати лет все силы будут посвящать созданию этого храма и, наконец, его купол вознесется над Римом, став новым символом Вечного Города.
Длительность 2 часа, стоимость 120 евро.

ЗАКАЗАТЬ ЭКСКУРСИЮ

ПОДРОБНЕЕ    

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО

Символы Евангелистов

Изображения Евангелистов в Риме встречаются часто. Их можно увидеть на плафонах храмов, у основания колонн, в мозаиках. Созданные в разные периоды, они и отличаются друг от друга, и остаются схожими, благодаря символам, с которыми изображен каждый из них. 

Идут эти символы из видений пророка Иезекииля (Иез.1:4-11) и апостола Иоанна Богослова (Откр.4:6-8). Каждый символ определяет одну из сторон жизни Иисуса, изложенную в четырех Евангелиях. 

Всего символов Евангелистов четыре: ангел, лев, орел и телец. Они всегда оставались неизменными, будучи взятыми из библейского текста. Их распределение между Евангелистами на протяжении истории менялось. Самое распространенное и актуальное по сей день было дано Святым Иеронимом в V веке: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел. 

Вот как это толковали. Марк изображается со львом. В тексте его Евангелия много говориться о могуществе и царственном достоинстве Христа. Рядом с Матфеем – Ангел, символ прихода Христа – Мессии в наш мир, предсказанного пророками. 

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертву Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне означает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.