- 240 € / с группы ( 1- 8 человек)
- 4 часа
- Не включено в стоимость: входные билеты в Музеи
- Место начала экскурсии: по согласованию с гидом
28 марта 1483 в городе Урбино родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших художников в мировой истории искусства. Сегодня в стенах Ватикана хранится самая большая коллекция работ Рафаэля. В 1508 году сын придворного художника обучается во Флоренции, где сближается с гением своего времени — Леонардо да Винчи и завоевывает симпатии богатейших меценатов. Но, его жизнь навсегда изменит гонец, принесший письмо с гербом Ватикана.
Папа Римский Юлий II желал, чтобы юноша прибыл в Рим и занял должность придворного живописца. Рафаэль немедленно отправляется в Вечный Город, еще не зная, что за право быть папским художником ему придется жестоко бороться.
Молодому и талантливому Рафаэлю придется доказать самому Папе, что он не простой ремесленник и покорить искушенный Рим своим мастерством. А потом, и сам Рафаэль покорится, полностью отдавшись любви, переполнившей его сердце. Нам остается только быть благодарными этому чудесному периоду в жизни художника, ведь именно в эти годы он создаст своих Мадонн, божественных и земных одновременно, от возвышенной и чувственной красоты которых так нелегко оторвать взгляд.
И, все же, пройдут годы, прежде, чем талант художника расцветет в полную силу. Над своей последней работой, которая сегодня хранится в Ватикане, Рафаэль трудился в последние часы своей жизни, отдав ей все свои силы и угаснув как свеча в возрасте всего лишь тридцати семи лет. Он стал гением, его искусство превзошло природу, но убило своего творца.
В маршрут экскурсии войдет Пинакотека с ретроспективной экспозицией работ Рафаэля, характеризующих все три периода его творчества. Потом по папским галереям мы пройдем в Станцы Рафаэля, бывшие покои Папы Юлия II, в этих залах находится фреска «Афинская школа», считающаяся лучшим произведением живописца, и здесь как нигде живо, несмотря на пять ушедших столетий, ощущается атмосфера соперничества между Рафаэлем и Микеланджело, чья Сикстинская Капелла находится на расстоянии нескольких десятков метров и которую мы тоже посетим.
Это экскурсия подойдет тем, кто желает глубже познакомиться с творчеством Рафаэля, открыть для себя его талант и понять формулу совершенной красоты, которую мастер вписал в свои работы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Последний холст Рафаэля или просьба о прощении
Пусть у нас есть полное право сравнить Микеланджело, благодаря его таланту, с олимпийским богом, но царил он на Олимпе не один. Рядом с ним был Рафаэль. Все годы, пока они работали вместе между ними шли словесные и художественные дуэли. Но, речь сейчас пойдет о холсте, который Рафаэль написал после возвращения Буонарроти во Флоренцию.
Казалось бы, художнику оставалось наслаждаться спокойствием Рима после отъезда буйного флорентийца. Но даже отсутствия, Микеланджело смог напомнить о себе. Папа Лев Х Медичи приказал Рафаэлю создать эскизы для гобеленов, которые должны были украсить Сикстинскую Капеллу. Святой отец никак не мог смириться с тем, что Буонарроти своими фресками прославил его предшественника, Юлия II. Но фреска – это гораздо более дешевое искусство по сравнению с гобеленами. Их с Рафаэлем ждет реванш, и художник вначале был полностью согласен с папой. Только принявшись за работу он понял, соперничать с Микеланджело будет непросто.
Работа в Сикстинской Капелле изменила Рафаэля и его стиль. Теперь в каждой своей новой работе он желал подняться на более высокую ступень, чтобы однажды превзойти гений флорентийца. В своей последней работе «Преображение», которую он не успел завершить из-за своей внезапной смерти, ему это почти удалось.
Вместе с гениальным воплощением сюжета, Рафаэль смог оставить загадку для искусствоведов: кто она, изображенная на первом плане в пол-оборота женская фигура в розово-голубом одеянии?
В последние годы жизни Рафаэль, несмотря на то, что был окружен людьми, чувствовал себя очень одиноким. Поэтому память вернула ему образ той, что любила художника больше жизни, и, возможно, загадочная фигура в картине «Преображение», это именно она.
Ее звали Лукреция, а запомнили - Империей. Родилась девушка 3 августа 1481 года в семье куртизанки и придворного, в чьем доме, совсем рядом с Ватиканом и воспитывалась, пока в 16 лет она не открыла свой салон.
Желая подняться сразу к высочайшим кругам Рима, девушка поменяет имя на Империю и будет сразу же выделяться среди других коллег по ремеслу великолепными манерами и образованием. Ее друзьями становятся высокие прелаты церкви и виднейшие аристократы Рима. А в 1508 году покровителем Империи стал сам банкир папы римского Августин Киджи. В этом же году она влюбится впервые в жизни, только не в банкира. А в милого, черноволосого юношу — художника по имени Рафаэль, только что прибывшего из Урбино, чтобы завоевать Рим.
Молодому мастеру еще предстояло покорить сердце Папы. Судьба дала ему шанс в виде любви Империи. Богатая и влиятельная женщина составила ему протекцию и на него обратили особое внимание. Тем более, что о Рафаэле прекрасно отзывался и папский архитектор Донато Браманте.
Художник смог показать силу своего искусства в Станцах Ватикана и очень быстро завоевал любовь и признание. В благодарность он написал портреты Империи в апартаментах Ватикана и на сводах Виллы Фарнезины.
Любовь сводила обоих с ума, страсти разрывали. Только счастье было коротким. Ветреный художник встретил другую женщину, дочь пекаря, весьма недалекую по сравнению с Империей, только сердцу не прикажешь... Куртизанка забыта Рафаэлем, да и банкир Киджи успел к ней охладеть, уж слишком она была поглощена своими отношениями с художником.
В одно мгновение Империя окажется оставленной всеми и забытой. Решение придет само собой — яд избавит ее от всех страданий. Ни к чему не приведут попытки врачей банкира ее спасти. Благословения Папы Римского тоже окажутся бесполезны. 15 августа 1512 года Империя умрет, а Рафаэль, кружась в потоке своей яркой жизни, как будто и не заметит этой смерти. Лишь сам оказавшись в одиночестве и обжегшись о гений Микеланджело, вспомнит об Империи и изобразит ее на одной из своих важнейших работ.
Секреты Рафаэля. Прямой эфир
ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО
Единственный подвиг в истории
Швейцарская гвардия Ватикана знаменита во всем мире. Причин тому много. Это и близость к одной из самых загадочных фигур в нашем мире – папе римскому, малочисленность - их всего сто двадцать человек, забавные мундиры, в которых они несут почетный караул. Правда, с подвигами у них не густо, а поведение иногда хромает. Тем не менее, папы совсем не спешат расставаться со своими наемниками. В Ватикане помнят их единственный подвиг.
Первые швейцарские наемники поступили на службу в Ватикан при Папе Юлии II. Имя этого святого отца неразрывно связано с Микеланджело и Рафаэлем, его воля и деньги помогли воплотиться в жизнь потрясающим произведениям искусства. А вот как создателя Швейцарской Гвардии Ватикана, история его могла бы и не запомнить. Потому, что в первые годы швейцарцы несли службу плохо.
6 мая 1527 года все изменит.
Этот день станет суровым испытанием для Вечного Города. В результате весьма бездарной политической игры папы Климента VII Медичи, испанские войска начали штурм стен Рима. С ними находились несколько протестантских отрядов, отправленных специально, чтобы потом именно их обвинить в разграблении города.
Целью испанцев было не столько захватить город, сколько помочь папе определить правильное политическое направление, отказавшись даже от мысли возможного сближения с Францией. Поэтому уже к полудню натиск испанских войск приостановили. Папа отправился в Собор Святого Петра молится у «Пьеты», прекрасной скульптуры созданной Микеланджело, благодаря Бога за близкое избавление.
Дальше в дело вмешался случай, который руководил рукой гениального скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини. Конечно, он был в первых рядах защитников города и находился на крепостных стенах Замка Святого Ангела. Ему очень хотелось показать свое мастерство стрельбы. Поэтому, выбрав самую красивую мишень среди нападавших, а ею как раз и оказался испанский полководец, Бенвенуто выстрелил. К несчастью, попал. Генерал упал замертво, а армия в одно мгновение превратилась в ораву разъяренных вояк. Сдерживать ее больше было некому.
Все остальное произошло в течение нескольких десятков минут. Город пал, а папа опомнился, когда солдаты уже врывались в Сан Пьетро.
Благо кардиналы проявили себя, как настоящие рыцари церкви. Отложив богословские размышления до более подходящего времени, они накинули мантию на плечи Святому Отцу, чтобы скрыть его папское одеяние. Клемента VII мгновенно втолкнули в узкую наземную галерею пассетто которая соединяла Ватикан и замок Святого Ангела.
До спасения было далеко. Перед папой открывался темный узкий проход, с неровным полом в провалах и открытым пространством впереди. Быстро бежать было трудно, а солдаты уже были совсем рядом.
Случилось невероятное. К проходу вслед за папой устремился весь гарнизон швейцарской гвардии, почти сотня. Своими телами они закрывали вход. Когда один из них погибал, следующий становился на его место, продолжая сражаться с невиданной отвагой. Вход в пассетто на время превратился в ад. Когда, наконец, все швейцарцы были мертвы, нападавшие смогли последовать за папой.
Но, было слишком поздно. В конце пассетто их ждала мощная железная дверь крепости, взломать которую было невозможно.
В Риме начнутся убийства и грабежи. Только спустя несколько месяцев усилия папской дипломатии принесут плоды и город освободят.
Климент VII был морально подавлен. Несмотря на это, он не забыл подвиг тех, кто отдал свою жизнь за него. Погибших с почестями похоронили в Ватикане, и, именно, за швейцарскими наемниками закрепили великую честь католического мира: охранять папу римского. Ведь они доказали, что на это способны.
До сих пор, поступая в швейцарскую гвардию, новобранцы принимают присягу 6 мая в память о смелости и преданности гвардейцев, отдавших жизнь за папу. Удачливые посетители в этот день могут увидеть их торжественный парад.