- 220 € / с группы ( 1- 8 человек)
- 3 часа
- Не включено в стоимость: входные билеты в Музеи
- Место начала экскурсии: по согласованию с гидом
В феврале 1798 черный экипаж увозил Папу Римского в изгнание. Наполеон, покоривший пол-Европы и захвативший папский Рим, грабил дворцы и храмы, забирая в Париж бесценные произведения искусства. Этот триумф был недолгим. За разгромом в битве у Ватерлоо последовало Парижское соглашение 1815 года, обязавшее Францию вернуть изъятые шедевры Риму. Соглашение касалось и Папу Римского: возвращенные холсты не отправлялись в ограбленные храмы и монастыри. Собранная таким неожиданным образом коллекция должна была остаться единой и найти достойное место в залах Музеев Ватикана, с хронологической экспозицией.
Однако, пройдет еще почти столетие, прежде чем Папы смогут выполнить условия договора, построив в Ватикане для Картинной Галереи прекрасный дворец. Череда залов раскрывает перед нами семь столетий итальянской живописи, начиная с XII и заканчивая XIX веками.
На фасаде здания Пинакотеки золотой мозаикой выложены имена тех, чьи картины здесь находятся: Тициан, Леонардо Да Винчи, Караваждо, Перуджино, Беато Анжелико, Доменикино, Гвидо Рени и три холста Рафаэля, включая «Преображение», его последнее творение в этом мире.
Знакомство с Пинакотекой — это потрясающее путешествие в мир красоты, искусства и веры!
После экскурсии можно задержаться в Ватикане и посетить другие залы Музеев, Сикстинскую Капеллу и Собор Святого Петра.
Караваджо. Снятие с креста. Интересные детали
Картина «Святой Иероним» Леонардо да Винчи – не единственная в коллекции Пинакотеки Ватикана, которая касается темы порога между жизнью и смертью. Здесь хранится «Снятие с креста», написанная Караваджо в 1602 году по заказу Джироламо Виттриче для храма Санта Мария ин Валичелла по Корсо Витторио.
Этот холст, достаточно больших размеров, два на три метра, получил сразу всеобщее одобрение, что с работами Караваджо бывало совсем нечасто и стал источником вдохновения для многих художников.
В Папскую Пинакотеку работа попадет после возвращения из парижского плена, в который ее забрали в 1797 году войска Наполеона.
Иконография снятия с креста достаточно распространенная. Тело Христа поддерживают Никодим и Иоанн Креститель, рядом находятся Дева Мария и Мария Магдалина. Обязательно изображают и сам крест. Могут быть добавлены другие фигуры.
В работе Караваджо есть некоторые отступления и интересные детали.
Если хотите увидеть картину так, как того хотел бы Караваджо, нужно отойти на несколько метров и присесть. Именно с этого ракурса происходящее будет ощущаться с невероятным реализмом. Работа предполагалась как алтарное полотно и размещалась в храме выше, чем сегодня в Галерее.
Буквально с первых мгновений в глаза бросается безжизненно обвисшая рука Христа. Ее Караваджо буквально «списал» с другой̆ всемирно известной̆ работы, скульптуры «Пьета» Микеланджело Буонарроти.
Не только эта деталь связывает работу Караваджо с великим флорентийским гением. Лицо Никодима, который̆ вместе с Иоанном поддерживает тело Спасителя - это портрет самого Микеланджело.
Караваджо нужно было решить еще одну проблему. Передать эмоционально трагизм момента. Это ему прекрасно удается. Достаточно посмотреть на лица Девы Марии и находящейся рядом с ней̆ Марии Магдалины. У Богородицы именно то спокойствие, которое обычно вызывается шоком, Мария Магдалина почти украдкой̆ пытается платком вытереть слезы.
Реакция Марии Клеоповой, изображённой̆ на заднем плане, противоположна. Она поднимает в отчаянии руки и дает волю своему горю; это еще больше подчеркивает тихое отчаяние других фигур. Хочется аплодировать Караваджо за талант режиссера.
И, пожалуй, главная деталь. В этом «Снятии с креста» нет креста. Его заменяет плита, угол которой буквально пробивает холст, врываясь в нашу реальность. Караваджо превратил в образы фразу из писания, когда Иисус, повторяя стих из Псалмов: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117.22), говорит о себе, как о камне, отвергнутом строителями и положенном потом во главу угла.
Именно таким, пусть и не совсем традиционно, Караваджо смог выразить идею жертвы и возрождения.
В тени Караваджо
Напротив картины «Снятие с креста» Караваджо в Пинакотеке Ватикана находится одна из лучших картин Гвидо Рени «Святой Матфей и Ангел», написанная между 1635 и 1640.
Рассматривая лица Ангела и Святого Матфея, изображенного красивым седовласым стариком, невольно удивляешься, с каким высоким реализмом их прописал художник. Напряжение взглядов ощущается почти физически. Ангел не словами, а глазами передает евангелисту слова священной книги. Эта деталь важна для своего времени. Протестанты уже несколько десятилетий пытались ограничить использование изображений в храмах, отдавая предпочтение тексту, как более свободному от возможных искажений носителю информации. Католики же, в противовес, все больше окружали верующего изображениями, как источниками знаний о божественном.
Глядя на то, с каким мастерством выполнена картина, невольно хочется задаться вопросом, почему же история так не справедлива. Одним достанется слава в веках, как неистовому Караваджо, а другим - только вторые роли. Ведь как бы ни были хороши работы Гвидо Рени, он навсегда остался в тени Караваджо.
Увы, история права. Гвидо Рени свою композицию не придумал. Он списал ее с холста, появившегося почти сорок лет тому назад в Капелле Контарелли храма Сан Луиджи дей Франчези. Там тоже будут евангелист Матфей и Ангел и только взгляд вместо слов. Создал эту работу Караваджо.
КАПЕЛЛА НИКОЛИНА. СОКРОВИЩА ВАТИКАНА. ПРЯМОЙ ЭФИР
ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО
Единственный Леонардо в Риме
Силу искусства в Ватикане понимали. Поэтому всегда держали двери открытыми для лучших мастеров своего времени. Было бы невозможно допустить, чтобы Леонардо да Винчи не оказался среди приглашенных. А он, в каком бы городе не появлялся, везде оставлял свой неизгладимый след. Сегодня в мире сохранилось не более двадцати картин великого гения, каждая со своими тайнами и секретами. Одна из них находится в Пинакотеке Ватикана.
На холсте изображен Святой Иероним. Пожалуй, единственное, что мы точно знаем об этой картине, это ее размеры. Другие точные исторические сведения почти отсутствуют.
Схожесть очертаний храма на заднем плане картины с флорентийской Санта Мария Новелла заставляет некоторых ученых относить работу к флорентийскому периоду да Винчи. Есть и предположения, что эта работа была создана в Риме между 1513 и 1516 годами.
Неизвестный заказчик попросил великого мастера изобразить одну из важнейших и сложнейших фигур христианской истории, ученого и еремита, первого переводчика Библии святого Иеронима.
Во времена Леонардо изображение этого святого уже было близко к канону: за столом в кабинете, либо на троне в центре композиции, средних лет мужчина в окружении книг и одежде, подчеркивающей его высокую роль, всегда излучает спокойствие и достоинство.
Работа в Ватикане построена по-другому. Иероним почти без одежды. В его руке камень для самоистязания, лицо отражает боль, которая на наших глазах трансформируется почти в экстаз.
Потрясает великолепное знание анатомии. Мышцы изображены точно. В них остается память о некогда сильном и здоровом теле святого, но теперь мы чувствуем, как жизнь постепенно вытекает из него.
Некоторые детали незаконченной работы в смешанной технике темперы и масла поражают своей прорисовкой, например, пасть льва или стопа святого.
Что же хотел сказать нам здесь великий гений, для чего предназначалась эта работа? Может быть он размышлял о жизни, посвященной служению Богу, а может быть он, приближаясь к порогу своей земной жизни, задумался над приближение смерти?
Существует гипотеза, что, работая над Святым Иеронимом, Леонардо да Винчи понял, что земная смерть не является концом пути для души и отбросил работу, идеи которой для него мгновенно потеряли интерес.