ПИНАКОТЕКА. КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ РИМСКИХ ПАП

  • 220 € / с группы ( 1- 8 человек)
  • 3 часа
  • Не включено в стоимость: входные билеты в Музеи
  • Место начала экскурсии: по согласованию с гидом
ЗАКАЗАТЬ ЭКСКУРСИЮ

В феврале 1798 черный экипаж увозил Папу Римского в изгнание. Наполеон, покоривший пол-Европы и захвативший папский Рим, грабил дворцы и храмы, забирая в Париж бесценные произведения искусства. Этот триумф был недолгим. За разгромом в битве у Ватерлоо последовало Парижское соглашение 1815 года, обязавшее Францию вернуть изъятые шедевры Риму. Соглашение касалось и Папу Римского: возвращенные холсты не отправлялись в ограбленные храмы и монастыри. Собранная таким неожиданным образом коллекция должна была остаться единой и найти достойное место в залах Музеев Ватикана, с хронологической экспозицией.

Однако, пройдет еще почти столетие, прежде чем Папы смогут выполнить условия договора, построив в Ватикане для Картинной Галереи прекрасный дворец. Череда залов раскрывает перед нами семь столетий итальянской живописи, начиная с XII и заканчивая XIX веками.

На фасаде здания Пинакотеки золотой мозаикой выложены имена тех, чьи картины здесь находятся: Тициан, Леонардо Да Винчи, Караваждо, Перуджино, Беато Анжелико, Доменикино, Гвидо Рени и три холста Рафаэля, включая «Преображение», его последнее творение в этом мире.

Знакомство с Пинакотекой — это потрясающее путешествие в мир красоты, искусства и веры!

После экскурсии можно задержаться в Ватикане и посетить другие залы Музеев, Сикстинскую Капеллу и Собор Святого Петра.

шедевры папской пинакотеки
секреты картин
мадонна Рафаэля

Караваджо. Снятие с креста. Интересные детали

Картина «Святой Иероним» Леонардо да Винчи – не единственная в коллекции Пинакотеки Ватикана, которая касается темы порога между жизнью и смертью. Здесь хранится «Снятие с креста», написанная Караваджо в 1602 году по заказу Джироламо Виттриче для храма Санта Мария ин Валичелла по Корсо Витторио. 

Этот холст, достаточно больших размеров, два на три метра, получил сразу всеобщее одобрение, что с работами Караваджо бывало совсем нечасто и стал источником вдохновения для многих художников.

В Папскую Пинакотеку работа попадет после возвращения из парижского плена, в который ее забрали в 1797 году войска Наполеона.

Иконография снятия с креста достаточно распространенная. Тело Христа поддерживают Никодим и Иоанн Креститель, рядом находятся Дева Мария и Мария Магдалина. Обязательно изображают и сам крест. Могут быть добавлены другие фигуры. 

В работе Караваджо есть некоторые отступления и интересные детали. 

Если хотите увидеть картину так, как того хотел бы Караваджо, нужно отойти на несколько метров и присесть. Именно с этого ракурса происходящее будет ощущаться с невероятным реализмом. Работа предполагалась как алтарное полотно и размещалась в храме выше, чем сегодня в Галерее.

Буквально с первых мгновений в глаза бросается безжизненно обвисшая рука Христа. Ее Караваджо буквально «списал» с другой̆ всемирно известной̆ работы, скульптуры «Пьета» Микеланджело Буонарроти.

Не только эта деталь связывает работу Караваджо с великим флорентийским гением. Лицо Никодима, который̆ вместе с Иоанном поддерживает тело Спасителя - это портрет самого Микеланджело.

Караваджо нужно было решить еще одну проблему. Передать эмоционально трагизм момента. Это ему прекрасно удается. Достаточно посмотреть на лица Девы Марии и находящейся рядом с ней̆ Марии Магдалины. У Богородицы именно то спокойствие, которое обычно вызывается шоком, Мария Магдалина почти украдкой̆ пытается платком вытереть слезы.

Реакция Марии Клеоповой, изображённой̆ на заднем плане, противоположна. Она поднимает в отчаянии руки и дает волю своему горю; это еще больше подчеркивает тихое отчаяние других фигур. Хочется аплодировать Караваджо за талант режиссера.

И, пожалуй, главная деталь. В этом «Снятии с креста» нет креста. Его заменяет плита, угол которой буквально пробивает холст, врываясь в нашу реальность. Караваджо превратил в образы фразу из писания, когда Иисус, повторяя стих из Псалмов: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117.22), говорит о себе, как о камне, отвергнутом строителями и положенном потом во главу угла. 

Именно таким, пусть и не совсем традиционно, Караваджо смог выразить идею жертвы и возрождения.

В тени Караваджо

Напротив картины «Снятие с креста» Караваджо в Пинакотеке Ватикана находится одна из лучших картин Гвидо Рени «Святой Матфей и Ангел», написанная между 1635 и 1640. 

Рассматривая лица Ангела и Святого Матфея, изображенного красивым седовласым стариком, невольно удивляешься, с каким высоким реализмом их прописал художник. Напряжение взглядов ощущается почти физически. Ангел не словами, а глазами передает евангелисту слова священной книги. Эта деталь важна для своего времени. Протестанты уже несколько десятилетий пытались ограничить использование изображений в храмах, отдавая предпочтение тексту, как более свободному от возможных искажений носителю информации. Католики же, в противовес, все больше окружали верующего изображениями, как источниками знаний о божественном. 

Глядя на то, с каким мастерством выполнена картина, невольно хочется задаться вопросом, почему же история так не справедлива. Одним достанется слава в веках, как неистовому Караваджо, а другим - только вторые роли. Ведь как бы ни были хороши работы Гвидо Рени, он навсегда остался в тени Караваджо. 

Увы, история права. Гвидо Рени свою композицию не придумал. Он списал ее с холста, появившегося почти сорок лет тому назад в Капелле Контарелли храма Сан Луиджи дей Франчези. Там тоже будут евангелист Матфей и Ангел и только взгляд вместо слов. Создал эту работу Караваджо.

 

КАПЕЛЛА НИКОЛИНА. СОКРОВИЩА ВАТИКАНА. ПРЯМОЙ ЭФИР

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО

Единственный Леонардо в Риме

Силу искусства в Ватикане понимали. Поэтому всегда держали двери открытыми для лучших мастеров своего времени. Было бы невозможно допустить, чтобы Леонардо да Винчи не оказался среди приглашенных. А он, в каком бы городе не появлялся, везде оставлял свой неизгладимый след. Сегодня в мире сохранилось не более двадцати картин великого гения, каждая со своими тайнами и секретами. Одна из них находится в Пинакотеке Ватикана. 

На холсте изображен Святой Иероним. Пожалуй, единственное, что мы точно знаем об этой картине, это ее размеры. Другие точные исторические сведения почти отсутствуют.

Леонардо Да Винчи в Риме

Схожесть очертаний храма на заднем плане картины с флорентийской Санта Мария Новелла заставляет некоторых ученых относить работу к флорентийскому периоду да Винчи. Есть и предположения, что эта работа была создана в Риме между 1513 и 1516 годами.

Неизвестный заказчик попросил великого мастера изобразить одну из важнейших и сложнейших фигур христианской истории, ученого и еремита, первого переводчика Библии святого Иеронима.

Во времена Леонардо изображение этого святого уже было близко к канону: за столом в кабинете, либо на троне в центре композиции, средних лет мужчина в окружении книг и одежде, подчеркивающей его высокую роль, всегда излучает спокойствие и достоинство.

Работа в Ватикане построена по-другому. Иероним почти без одежды. В его руке камень для самоистязания, лицо отражает боль, которая на наших глазах трансформируется почти в экстаз.

Потрясает великолепное знание анатомии. Мышцы изображены точно. В них остается память о некогда сильном и здоровом теле святого, но теперь мы чувствуем, как жизнь постепенно вытекает из него. 

Некоторые детали незаконченной работы в смешанной технике темперы и масла поражают своей прорисовкой, например, пасть льва или стопа святого.

Что же хотел сказать нам здесь великий гений, для чего предназначалась эта работа? Может быть он размышлял о жизни, посвященной служению Богу, а может быть он, приближаясь к порогу своей земной жизни, задумался над приближение смерти?

Существует гипотеза, что, работая над Святым Иеронимом, Леонардо да Винчи понял, что земная смерть не является концом пути для души и отбросил работу, идеи которой для него мгновенно потеряли интерес.