ОТКРЫВАЯ ВАТИКАН

  • 300 € / с группы ( 1- 4 человека)
  • 5 часов
  • Не включено в стоимость: входные билеты в Музеи
  • Место начала экскурсии: по согласованию с гидом
ЗАКАЗАТЬ ЭКСКУРСИЮ

Эта экскурсия позволит вам открыть для себя Ватикан во всей его бесконечной многогранности. Мы познакомимся с историей и искусством, символизмом и верой, политикой, интригами и внутренней борьбой, переживем взлеты и падения великих мастеров искусства и Римских Пап. И все это в непередаваемой атмосфере дворцовых стен эпохи Возрождения, где сегодня и разместилась коллекция Музеев Ватикана. И, конечно, в конце нашего путешествия по Ватикану, мы войдем в сердце западного христианства — великий и прекрасный Собор Святого Петра.

 

Подробное описание

На этой экскурсии вы увидите прекрасные картины из Папской Картинной Галереи — Пинакотеки,  узнаете, почему они по сей день остаются «изгнанниками» в Музеях. Почувствуете свободу и легкость отношения к жизни в период Возрождения, гуляя по Прекрасному Бельведеру, сегодня скромно переименованному в Дворик Шишки. Поразитесь, какие политические интриги и кровавые события могут быть скрыты за безупречной белизной античного мрамора и  что в скульптуре Лаокоона заставила Папу открыть ради нее Музеи Ватикана. Вас позабавит мраморный зоопарк и всерьез удивит символизм связей между Аполлоном, Дионисом,  Музами,  наконец, вы увидите как отнесутся Папы к символу императорской власти и кто на самом деле разрушил храмы Императорского Рима.

После этого мы поднимемся в Папские Галереи, где в трех роскошных коридорах Канделябров, Гобеленов и Географических Карт Папы обсуждали с высокопоставленными гостями тонкости богословия и более приземленные вопросы власти и влияния в Европе.

Галереи приведут нас в  Апостольский Дворец. Сначала нас встречает крепость. За прекрасными фресками, посвященными Деве Марии, которые украшают ее стены,  будет непросто рассмотреть строгость Башни Борджия, а потом мы перейдем в апартаменты Папы Римского, расписанные Рафаэлем. Гениальный художник покоряет и цветом, и техникой. А как глубок его замысел! Сам ли он создал эти сюжеты с таким тонким символизмом, или за этим стоит чья-то фигура, остававшаяся в тени на протяжении веков?
Потом, мы спустимся этажом ниже и, оставив поток посетителей, свернем в почти незаметный коридор. Мы в апартаментах Борджия! Злой гений коварства великого отравителя не остановился даже перед священной тайной искусства. Ничего не стыдясь Папа Борджия требовал у художника Пинтуриккио, чтобы он придавал Мадоннам черты лица его любовниц.

А теперь Сикстинская Капелла. Даже, если бы вы увидели только ее, вы все равно увидели бы космос — так она величественна и прекрасна. Микеланджело! Он как будто бы бросал вызов Богу, образ которого писал на потолке, ведь человек, лучшее из божественных творений, на такое не способен, а он, Микеланджело, смог!

Спустившись из Сикстинской Капеллы по Царской Лестнице, мы окажемся в стенах светлого и торжественного Собора Святого Петра и закончим знакомство с Ватиканом на площади перед ним.

Мы увидим: Пинакотеку, Дворик Шишки, Музей скульптуры Пио-Клементино, Галереи Гобеленов, Географических Карт, Канделябров, Зал Непорочного Зачатия, Станцы Рафаэля, Апартаменты Борджия, Сикстинскую Капеллу и Собор Святого Петра.

 

Про Сикстинскую Капеллу

Соперничество между мастерами было и будет всегда. В Риме оно обрело одну свою неповторимую особенность. У каждого художника, кроме современников, будет еще один великий соперник, чье искусство вне времени - Микеланджело Буонарроти. Караваджо тоже с ним сразился, но если над Гвидо Рени он скорее одержал победу, то ответить на вопрос превзошел ли он Микеланджело не просто.

Соперничать с Сикстинской Капеллой, расписанной Микеланджело за восемь лет, с 1508 по 1512 и с 1537 по 1541, невозможно.

Всегда о ней можно рассказать что-то интересное, например:

- Сикстинская Капелла, была изначально посвящена Вознесению Богородицы и сегодняшнее имя получила после ее перестройки при папе Сиксте IV между 1475 и 1481 годами.

- Ее размеры, ширина - 13,41 м, длина - 40,93 м, высота – 20,70 повторяют размеры Соломонова Храма, описанные в Библии (1 Книга Царств, 5:17, 18).

- Общая площадь фресок составляет 1100 кв. метров.

- После создания Ватикана в 1929 году конклав всегда проходит в Сикстинской Капелле.

- Здесь есть Комната плача, в которую ведет дверь слева от алтаря. После того, как на конклаве Коллегия Кардиналов сообщает избранному папой кардиналу свое решение, он должен удалиться в эту комнату, чтобы, оставшись в одиночестве, решить, готов ли он к этой роли. Никому еще в такой момент не удавалось сдержать слез, отсюда и название комнаты.

- В Сикстинской Капелле до сих пор проходят важные и торжественные службы. Каждый год, например, здесь на Рождество обязательно крестят детей, родившихся у сотрудников Ватикана.

- В Сикстинской Капелле есть постоянный хор, для которого специально были сложены музыкальные произведения, самое знаменитое из которых Miserere Allegri на текст 50 псалма.

- Несмотря на то, что славу Капелле принесла именно работа Микеланджело, он не единственный гений, трудившийся над ее созданием. В ней есть еще работы Боттичелли, Гирландайо и Перуджино.

- Микеланджело крайне неохотно взялся за работу в Капелле. Во-первых, он был скульптором, а во-вторых, работа над потолком считалась менее престижной, чем роспись стен.

- Микеланджело сам изобрел сложную систему лесов, которая позволила ему свободно передвигаться под потолком и, конечно, он не работал лежа. Это была легенда, которую узаконил Ирвинг Стоун в своем романе «Муки и радости».

-Стена, на которой изображен Страшный Суд, наклонена вперед. Когда зритель оказывается перед фреской, с невероятной силой его уносит с собой водоворот фигур восхищая и устрашая. Добиться этого эффекта великому художнику как раз и удалось простым и необычным решением: он заставил архитекторов перестроить стену, наклонив ее вперед. Стена теперь слегка нависает над зрителем, создавая потрясающее ощущение вовлеченности и живого присутствия изображенных фигур.

Все ли мы знаем сегодня о Сикстинской Капелле?

Несмотря на пять веков ее существования и тщательного изучения, остались еще секреты великого гения, которые нужно раскрыть.

Например, Микеланджело оставил на фреске Страшный Суд, на самой важной алтарной стене, два своих портрета.

Первый - достаточно известен. Это карикатура в коже Святого Варфоломея, говорящая якобы о страданиях Микеланджело из-за критики его работы.

А вот второй портрет известен мало. В крайнем левом углу Микеланджело простирает руку над Вергилием, проводником Данте Алигьери в его «Божественной Комедии», чье тело вновь обретает плоть.

Все религиозные работы заключают в себе строгую структуру символов, несущих дополнительный смысл. Поэтому, если отталкиваться от двух портретов Микеланджело, можно подойти к очень интересным открытиям, о которых обязательно будет написана новая книга.

Секреты Рафаэля в Ватикане

Рядом с Ватиканом

В Ватикане кроме великих произведений искусства, потрясающей истории самого государства, тайн и секретов есть еще одна удивительная вещь - атмосфера! И покидая его стены, иногда хочется в ней задержаться. В таком случае, стоит отправиться на улицу Borgo Pio, совсем рядом с площадью Святого Петра.

Внешний вид принес ей почетное место в списке «Десять самых атмосферных улиц Рима». Близость к Ватикану привела к тому, что среди клиентов многочисленных лавочек на улице можно встретить даже кардиналов. В милых кафе и ресторанчиках можно отдохнуть и прекрасно провести время. 

История улицы началась в 1561 году, когда папа римский Пий IV занялся градоустройством. Он дал жизнь целым трем улицам, одна из которых, как раз, Борго Пио. Она и сегодня носит его имя. 

К финансированию работ были подключены жрицы любви. Для работы по своей профессии они получали лицензию в ватиканской Курии. А оплатив строительство новой улицы, на ней и поселились, создав своеобразный сервисный центр для паломников. На этой же улице поселились люди искусства с их вечным творческим поиском. Дух улицы получился развеселый. Не портил его даже находящийся неподалеку дом римского палача.

С годами, а точнее со столетиями, улица постепенно облагораживалась. Жриц любви сюда больше не пускали. От веселой богемы тоже мало что осталось. Даже один из самых известных татуировщиков Рима, Бернардо Рокки, закрыл здесь свой салон. Кстати, к большому сожалению жителей, которые любили слушать его рассказы о крестах и евангельских цитатах выбитых на груди священников. Но, еще больше местным нравились рассказы о мрачных дьявольских изображениях и чувственных красотках нарисованных на груди и предплечьях швейцарских гвардейцев. 

Сегодня прогулка по Борго Пио очень похожа на охоту за сокровищами. Здесь можно найти интересные сувениры, сделать красивые фото, и, возможно, обзавестись новыми знакомствами. 

Но какой бы она ни была очаровательной, гуляя по ней, Ватикан остается позади, а впереди ожидает Рим.

 

При бронировании этой экскурсии, моя книга "Римские истории" в подарок (электронный вариант).

При бронировании двух и более экскурсий, в подарок на выбор мой курс "Грамматика искусства" или "Секреты Римского искусства". Подробнее о курсах можно узнать здесь.

ЗАКАЗАТЬ ЭКСКУРСИЮ