ИСТИНА И ТАЙНЫ ВАТИКАНА

  •  240 € / с группы ( 1- 4 человека)
  • 4 часа
  • Не включено в стоимость: входные билеты в Музеи
  • Место начала экскурсии: по согласованию с гидом
ЗАКАЗАТЬ ЭКСКУРСИЮ

За последние две тысячи лет на Престол Святого Петра в Ватикане всходили и великие святые и великие грешники.

Одни искали истину и хотели жить подобно Христу, другие же, наоборот, забыв о небе, поклонялись власти и отдавались земным усладам.

Из-за каких же роковых ошибок Папы потеряли не только влияние в Европе, но и власть в Риме?

Зачем пять веков тому назад они решили пожертвовать значительную часть собственных дворцов, чтобы открыть Музеи Ватикана?

О чем «говорят и молчат» произведения искусства и какие идеи могут быть скрыты в их экспозиции?

Только ли хронологической периодизацией руководствовались историки искусства или экспонаты Музеев рассказывают истинную историю Папства, для всех тех, кто может уловить невидимые связи?

В этой экскурсии мы получим ответы на эти вопросы и коснемся многих других тем, которые помогут вам не только насладиться красотой, переносясь в совершенно другую атмосферу, которая царит в Ватикане, но и глубже понять дух этого государства.

Мы увидим: Дворик Шишки и Музей Скульптуры Пио-Клементино, именно с его коллекции в 1506 начнется история Музеев Ватикана, потом пройдя по Папским Галереям, мы посетим  Апостольский Дворец. Непримиримые династии Борджиа и Делла Ровере бросили друг другу вызов и в искусстве. И если Рафаэль, расписавший покои Папы Юлия II Делла Ровере будет прославлен своим трудом, то Пинтуриккио, работающий для Борджиа заплатит за этот труд своей карьерой. Его, за труд в апартаментах  ставшего после смерти опальным Папы, предадут забвению, комнаты закроют на почти три столетия и жители дворца предпочтут обходить их стороной. И наконец, нас ждет Сикстинская Капелла из которой мы перейдем в Собор Святого Петра.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Бронзовая пиния

В Бельведерском дворике, с которого обычно начинается знакомство с Музеями Ватикана, есть очень интересный экспонат - Бронзовая Шишка.

Это – одна из немногих уцелевших бронзовых скульптур древнего мира, которой удалось избежать участи быть уничтоженной охотниками за ценным металлом. Внутренняя структура шишки, рожденной для украшения фонтана, порадует любого инженера. По сети сложных каналов вода когда-то поднималась и вырывалась из лепестков, восхищая тех, кто находился рядом. 

Известно имя создателя - Publio Cincio Savio (II в. Н. Э.), что для античного мира большая редкость. Пиния в Ватикане - самая большая шишка из бронзы на Земле, ее высота четыре метра. Создали ее для украшения Храма Изиды в Риме, потом перенесли к старой Базилики Св. Петра. Здесь Пиния продолжила служить фонтаном, у которого паломники утоляли жажду. Только в 1608 году ее разместили в верхней части Бельведера, где она находится и сегодня.  

Пережить все исторические перипетии шишке все же помогла не столько ее красота, сколько символизм. Он был широко известен и распространен. Изображения шишек из различных материалов мы находим во многих древних культурах: Шумерской, Египетской, Греческой, Римской, Еврейской и, конечно же, Христианской. Да и в более поздние времена к ней обратятся масоны и теософы. 

Шишка символизировала достижение высочайшего духовного прозрения, какое только возможно для человеческого существа. Появление этого символизма связано с анатомией. Древние врачи установили важность шишковидной железы (эпифиза), функции которой, например, Платон в «Республике» описал, как взгляд души, позволяющий видеть всю истину. Форма железы очень похожа на форму шишки.

Эта железа оказывает тормозящее действие на половую систему. Отсюда исходит связь духовной жизни и целибата. Биологическая жизнь шишки усилила символизм: чтобы подарить семена она созревает долго, а открывается постепенно и незаметно, держа «внутри» свой рост и развитие. 

Так что в древности шишка означала более высокое состояние сознания, понимания жизни, возможность управления своим будущим, ощущения счастья и благополучия, спокойствия, ясность и более тонкое восприятие мира. Два павлина возле шишки символизируют о двух дополняющих друг друга путях духовного роста. В Христианстве это внутренняя работа – молитва и чтение священных текстов, и внешняя – помощь и забота о ближних.

Пожалуй, те, кто собирал коллекции Музеев Ватикана, очень бы желали, чтобы посетители получили от искусства именно эти впечатления и переживания.

 

Шедевры Ватикана, которые так просто не увидеть

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО

Скульптура, о которой вы всегда будете читать

 

Среди скульптур Ватикана есть одна, которая по ценности превосходит многие другие. Несмотря на относительную молодость, скульптуре немногим более пятисот лет, она вправе претендовать как на титул «самой знаменитой», так и на титул «самой прекрасной» в мире. 

Речь идет о «Пьете», созданной Микеланджело Буонарроти в 1499 году. Можно сказать, что мастер создал скульптуру, а она в свою очередь создала Микеланджело. Слава, сопутствующая великому флорентинцу всю жизнь, пришла к нему, как только «Пьету» выставили в Соборе Святого Петра.

История создания скульптуры началась не в Риме, а в Карраре, итальянской провинции, где добывают великолепный белоснежный мрамор, идеально подходящий для статуй. 

Микеланджело провел немало дней, прежде чем нашел тот самый блок, из которого ему предстояло «освободить» Деву Марию, держащую на руках тело распятого Христа. 

Жилу, откуда еще никому не известный гений извлек свое сокровище, каррарские мраморщики сохранили и сегодня водят к ней экскурсии. Несмотря на то, что путь не из простых, находится немало желающих пройтись по стопам Микеланджело в окружении великолепных панорам.

Блок доставили в Рим. Приблизительно через год работы юный Микеланджело завершит свой труд и представил его в стенах храма. Можно сказать, что именно в этот момент в Риме Возрождение поднялось на свою недосягаемую высоту. 

На протяжении веков «Пьета» была и величайшим произведением искусства, и ценнейшей реликвией. У ее ног было произнесено немало молитв в сложные исторические моменты Ватикана. 

Скульптуру любили и паломники, и ценители искусства. Никто не мог предсказать трагедии 21 мая 1972 года в Соборе Святого Петра. В этот день Ласло Тот, австралиец венгерского происхождения, вскочил на алтарь и начал наносить беспорядочные удары по белому мрамору скульптуры. Безумца остановил пожарник, который не растерялся и набросился на сумасшедшего, в то время как остальные побежали прочь.

«Пьете» был нанесен существенный урон: лицо Девы Марии изуродовано, левая рука отбита. Начался сложнейший период восстановления под руководством Чезаре Бранди, одного из лучших реставраторов Италии. 

Не обошлось и без курьезов, Ватикан получил письмо из Америки с несколькими мраморными фрагментами, необдуманно захваченными находившимся там туристом, как своеобразные сувениры. 

25 марта 1973 года, в день, когда католическая церковь празднует Благовещение, восстановленную «Пьету» вернули в Собор Святого Петра. Только теперь между скульптурой и людьми появились защитные барьеры.

 

При бронировании этой экскурсии, моя книга "Римские истории" в подарок (электронный вариант).

При бронировании двух и более экскурсий, в подарок на выбор мой курс "Грамматика искусства" или "Секреты Римского искусства". Подробнее о курсах можно узнать здесь.

ЗАКАЗАТЬ ЭКСКУРСИЮ